Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

dar106.html

ДАР СЛОВА #106 (156)
Проективный лексикон русского языка 6 декабря 2004

Ф утурологизмы - слова из будущего (4)

интеЛнет
сорАзум
синтеллЕкт



инте л нЕт ( inteLnet , сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква "Л" посередине - прописная, как выделенный знак отличия от "интернет") - межкультурное и междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через электронное пространство.

ИнтеЛнет - старейший интеллектуальный проект (с июня1995) и первое интерактивное устройство в области обмена и регистрации гуманитарных идей в англоязычном интернете (награда лондонского Института социальных изобретений за 1995).

Интернет в середине 1990-х гг. был, да и сейчас в основном остается, каталогом разных ресурсов, информационной выставкой, а не рабочим инструментом мышления. В интернет переносится то, что может существовать и вне интернета, т.е. дублируются традиционные, бумажные средства коммуникации. Отсюда и необходимость " осEтить " ум, разбежаться мыслью по древу отсылок, сцеплений - соединить интернет и интеллект. Так родился интеЛнет - попытка наполнить интеллектуальным содержанием технические возможности Сети, интегрировать движение сигналов с движением мысли, чтобы скорость электронных импульсов множила концептуальные ходы и ассоциативные связи. Тут уместно вспомнить, что древнегреческая богиня мудрости Афина была также богиней прядильного искусства, и Паутина в какой-то степени - дело ее рук.

ИнтеЛнет - интеллектуальная реплика Интернета , его уменьшенное и углубленное подобие. Скорость электронных связей, заимствованная у
человеческой мысли, должна в мысль и вернуться, из технической сферы - в гуманитарную. Сеть - новый инструмент сознания , гораздо более пластичный, чем ручка, бумага, книга... Сеть так много говорит уму, потому что сам ум "сетеобразен". Философский ум обычно мыслит гипертекстуально, мысли ветвятся в пространстве, и необходимость выстроить их на бумаге, в линейно-временной последовательности, искажает и уплощает мысль. Бумага - это двумерная плоскость плюс однонаправленное время, а интернет - это трехмерный континуум, где можно двигаться в любом направлении и менять ранее написанное, т.е. обращать ход времени. В руки пишущему попадает как бы колоссальный, сверхчеловеческий мозг, к которому он может по цепочке нейронов-линков подключиться своим мозгом.

ИнтеЛнет возник как электронное развитие Банка новых идей, маленькой московской институции, работавшей с1986 г. в рамках московской междисциплинарной ассоциации "Образ и мысль". Поначалу это была интерактивная программа приема, регистрации и публичного обсуждения гуманитарных идей, выходящих за рамки определенной специальности. Впоследствии интеЛнет вместил в себя такие проекты, как Книга книг: Словарь альтернативного мышления ; Дар слова. Проективный словарь русского языка; Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник и др. В электронном пространстве возник пункт приема и раздачи новых идей - терминов, понятий, теорий, которые могут вырастить генерацию новых сознаний.

На первых порах создания Сети ведущую роль играл образ Паутины - нужно было ее соткать. С переходом интернета в стадию интеЛнета выдвигается образ Улья и Сот. Паутина - это красивая, сложно сплетенная ткань, когда же встает вопрос о наполнении сети, о том, чтобы ее ячейки не просто сквозили, но держали и копили "мед мысли", то нужны соты и ульи, пасеки и пасечники. "Ах, тяжелые соты и нежные сети...!" (О. Мандельштам). Электронные "нежные сети" уже сплетены, пора загружать "тяжелые соты".

Мы находимся сейчас в самой ранней стадии электронной "соборности". Интернет - прообраз того интеЛнета , который может в конечном счете связать все мыслящие существа в единую интеллектуальную сеть и стать средством интеграции сознаний, началом новой формы разума - синтеллектa (соразумa) (см.).



соразум, синтеллЕкт ( syntellect ; стяжение приставки "син-" , греч. syn, со-, и корня "интеллект") - соборный разум, который образуется интеграцией индивидуальных сознаний через сеть электронных коммуникаций; высшая ступень в создании всечеловеческого нейро-квантового мозга.

По мере эволюции жизни мозг из крошечного придатка организма (ганглии у беспозвоночных) превращается в центральный орган. Такая же эволюция происходит и в истории цивилизации: увеличивается "мыслящий пласт" в природе; геосфера и биосфера перерастают в ноосферу. Видимо, будущее человечества - это ноокрАтия , т.е. власть не отдельных индивидов или социальных групп, а коллективного мозга, синтеллекта , который сосредоточит в себе интеллектуальную потенцию всех мыслящих существ и будет действовать как на биологической, так и на квантовой основе.

Нынешний интернет - прообраз того интеЛнета , который свяжет все мыслящие существа в единую интеллектуальную сеть и станет средством интеграции множества сознаний, началом новой формы сознания - соразума, синтеллекта.

_______________________________________________________________________________________

Афоризм

В языке всякое время и наклонение имеет своих врагов. Враги сослагательного наклонения: пиар, пропаганда, опросы общественного мнения и культ экспертизы. Цивилизация, которая щедро награждает способность выдать иллюзию за реальность и нажиться на этом, вряд ли станет поощрять грамматику, которая исследует зыбкую почву неопределенности между иллюзией и реальностью.

Джон Рэлстон Сол (John Ralston Saul), канадский эссеист, романист и критик. "Спутник сомневающегося", 1994.

-----------------------------------------------------------------------
Памятка (из прошлых выпусков)

врЕмяпись (ср. живопись, светопись, звукопись) - написанное временем, совокупность значимых следов и отпечатков времени.

Для нас что эти хрущевские бетонки, что архив самиздата. Один и тот же стиль. Времяпись шестидесятых.

Мандельштам в своей "Грифельной оде" читает времяпись горных пород, зримые оттиски времени в образе вздыбленной земли:

Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
Свинцовой палочкой молочной,
Здесь созревает черновик
Учеников воды проточной.


Время почти исчезает в современных скоростных средствах коммуникации, и можно предвидеть, что вскоре, как все редкое, странное, исчезающее, оно станет самостоятельным предметом искусства. Не время плюс что-то еще, не история, не эволюция, не процессы развития, а время само по себе, как незанятый промежуток, чистое дление. И тогда возникнет новый жанр: времяпись . Освобождается некое место, устанавливается отметка чистого нуля. И мы наблюдаем, какие знаки оставляет на этом месте время. Никто, кроме времени. Время - единственный художник. Времяпись - это письмена, которые оставляет время на чисто выкошенном квадратике луга, или чисто выбритом квадратике лица, или чисто протертом квадратике стекла... Искусство времени. Tempo-art. ( вып. 53 )

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000. Каждую неделю подписчикам высылается несколько новых слов, с определениями и примерами употребления. Этих слов нет ни в одном словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова" проводит также дискуссии и конкурсы, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в мир языковых фантазий и мыслительных технологий.
Все предыдущие выпуски

Ассоциация искателей слов и терминов - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

PreDictionary - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Oбoзрения проективных словарей:
Владимир Губайловский. О проекте "Дар слова" (Новый мир, 2002 #7)
Мария Виролайнен. Протоязык 21-го века . (Новый мир, 2004 #9)

Последние книги М. Эпштейна:

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., Новое литературное обозрение, 2004.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб., Алетейя, 2003 (соредактор, автор предисловия и 90 статей).

Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.