Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Толстые литературные журналы

Николай Александров


Февраль 2000

Самая замечательная февральская публикация была, на мой взгляд, в "Дружбе народов". И это не "Повесть о любви и суете" Нодара Джина, как можно было бы предположить, а "Дневник. 1916-1966" никому до сей поры не известного Александра Караджева. По существу это автобиография Караджева, белого эмигранта, прожившего жизнь, походящую на приключенческий роман. "Дневник" же, писавшийся, когда автору было 72 года, можно считать конспектом романа. Он удивителен не только фактами, необыкновенной динамикой повествования, но и по тону, языку, стилю, незаурядному юмору. Он написан весело и легко, хотя и рассказывает большей частью о событиях отнюдь не веселых: Первая мировая война, Гражданская война, эмиграция (Турция, Персия, Сербия, Франция), Вторая мировая война, служба в Иностранном легионе и проч.


В остальном же в феврале все было более или менее обыкновенно. Во втором номере "Знамени" печатаются "Стихи сороковых годов" Давида Самойлова, стихи "О простых вещах" Михаила Айзенберга и стихи лидера ДДТ Юрия Шевчука "Защитники Трои". Из прозы отметим начало публикации Владимира Войновича "Монументальная пропаганда" (жизнь революционерки-пенсионерки Аглаи Степановны Ревкиной после ХХ съезда КПСС) и изящную "маленькую повесть" Дины Рубиной "Высокая вода венецианцев". Своим названием повесть обязана русскому путеводителю по Венеции, в котором наводнение именно так и переведено. Впрочем, повесть не о наводнении. Главная героиня, узнав, что у нее рак, отправляется в Венецию. Думает о жизни, вспоминает своего погибшего брата Антона, любившего ее отнюдь не братской любовью. На него удивительно похож портье гостиницы (которого к тому же зовут Антонио), где она остановилась.
В "Новом мире" Виктор Астафьев пишет о Николае Рубцове в жанре "затесей", Сергей Аверинцев о "горизонте семьи", Александр Кушнер об Анне Андреевне и Анне Аркадьевне (то есть Анне Карениной), а Михаил Бутов в обстоятельной статье "Отчуждение славой" пытается разобраться в прозе Умберто Эко, Хорхе Борхеса, Милорада Павича, Дмитрия Галковского.

Читатели "Октября" во втором номере найдут окончание "Князя" Михаила Рощина (так называется его "Книга об Иване Бунине, русском писателе"), роман Анатолия Кима "Близнец" (речь идет о брате некоего писателя Василия Немирного, искусственно взращенном в колбе и сформировавшемся "на материале, поставляемом через незримую пуповину напрямик из ...суперначальной пустоты"); "Три рассказа" Юрия Буйды, написанные в его обыкновенной полуфантастической манере; а также довольно обстоятельный ответ Владимира Кантора на вопрос "Можно ли сегодня размышлять о Чернышевском?". (Кантору кажется, что не только можно, но даже необходимо.)
В февральском номере "Звезды" читателя ожидают публицистическая повесть Михаила Румера-Зараева "Диабет", биологическая повесть Андрея Столярова "Наступает мезозой", разного рода статьи: о Евгении Боратынском, Гоголе, Пушкине, Зощенко, Сахарове, Солженицыне и английском Букере (то есть Букеровской премии).

P.S. В этом году фонд Сороса начал сворачивать свою программу, направленную на поддержку толстых журналов. (В последние несколько лет институт "Открытое общество" оплачивал ту часть тиража журналов, которая рассылалась по российским библиотекам.) Как дальше будут жить журналы, оказавшись без этой весьма значительной помощи, им предстоит решить в течение этого года.