Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Новые неуловимые

Н. Г.


(Фото: Владимир Барабанов)

Очередной "боевик" схвачен доблестными российскими спецслужбами. Хожахмед Яриханов задержан чеченским УБОПом в Гудермесе в доме одного из родственников и препровожден в Нальчик, а оттуда в Москву. Официальная интерпретация: "проверка на причастность к бандформированиям". Хотя чего тут проверять? В Чечне сегодня знают поименно, кто воюет и кто не воюет. Хожахмед - не воюет. Как, впрочем, никогда не воевал на самом деле, а с января не воевал и формально-юридически Апти Баталов, некогда бывший главой масхадовской администрации, которого тоже "повязали" недели три назад. Яриханов, как и Баталов, - фигура политическая. Во время переговоров 1995-1996 годов он возглавлял чеченскую делегацию, после Хасавюрта руководил топливно-энергетическим комплексом - именно с ним Москва договаривалась о тарифах на транзит азербайджанской нефти. Отставка Яриханова была связана с изменением внешнеполитической ориентации масхадовского кабинета: когда решено было сделать основную ставку на нефтепровод Грозный-Тбилиси, Яриханов оказался не у дел. Теперешняя война застала Яриханова никак не врагом России - скорее уж он принадлежал к тем чеченцам, на которых российская власть могла бы попробовать опереться в борьбе с криминальным произволом.

После арестов Баталова и Яриханова российские аналитики высказывали предположения, что обоих задерживали "для переговоров". То есть как бы арестовывали, а на самом деле брали под охрану, чтобы никто не мог помешать подробно побеседовать на интересующие обе стороны темы. Баталов - один из самых близких Масхадову людей. Яриханов - просто человек вполне умеренных взглядов, известный неприятием ваххабитов. Есть, однако, серьезные сомнения в адекватности такой рациональной интерпретации происходящего. Если уж так необходимо найти посредническую связь с Масхадовым, то неужели нельзя обойтись без арестов близких к нему людей? Руслана Аушева или, скажем, Александра Лебедя вовсе не надо задерживать с помощью УБОПа - достаточно просто попросить переговорить с чеченским президентом. Неплохо могла бы справиться с такой задачей и масхадовская жена Кусама, которая уехала из России в тот самый день, когда арестовали Яриханова. Ее никто не задерживал - наоборот, российские и грузинские пограничники резонно объясняли, что никаких оснований препятствовать ее выезду у них не было: Кусама не в розыске, никак не ограничена в праве передвижения.

Проще предположить, что и Баталова, и Яриханова арестовали вовсе не для установления контактов с чеченским президентом. Просто отечественному сыску привычнее искать не там, где потерял, а под фонарем. Ни Баталов, ни Яриханов не держали вооруженной охраны - они вовсе не ждали ареста. Взять их не штука - то ли дело видный бандит Арби Бараев, который недавно торжественно отпраздновал в Алхан-Кале свое бракосочетание, или Руслан Алихаджиев, Руслан Гелаев и прочие полевые командиры, чье местожительство известно всем в Чечне, но которых никак не могут "найти" российские правоохранители.