Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кавказский акцент российской демократии

Александр Подрабинек


Когда Исалмагомед Набиев пришел в окружную избирательную комиссию 13-го избирательного округа города Махачкалы с целью зарегистрироваться кандидатом в депутаты городского собрания, ему объявили, что округ это лезгинский, и его как аварца здесь зарегистрировать не могут.


Отказ в регистрации не был произволом местных чиновников, их решение основано на законе! Пункт 18 статьи 34 республиканского закона о выборах в органы местного самоуправления гласит: "В национально-территориальных избирательных округах не допускается регистрация представителей другой национальности".

Исалмагомеду Набиеву 52 года, по образованию он экономист, в последние годы - профсоюзный лидер. С 1995 года возглавляет Независимый профсоюз предпринимателей и водителей, в который входят 6250 человек. Чиновники не любят Набиева и его профсоюз, который не раз добивался через суды отмены незаконных постановлений дагестанских властей. Набиева шесть раз пытались привлечь к уголовной и административной ответственности, так что сражаться с сильными мира сего ему не привыкать.

Дважды обращался он в суды с жалобой на чиновников, отказавших ему в регистрации, и оба раза получал отказ. Тогда Набиев обратился в Конституционный суд Дагестана, который призван следить за соответствием принимаемых законов конституции республики. Отказали ему и там, на том основании, что действующий закон защищает права коренных народов и национальных меньшинств и учитывает "исторические и иные местные традиции".

Как и все субъекты Российской Федерации, Дагестан имеет право принимать собственные законы, но они не должны противоречить федеральным.

Между тем в двухмиллионном Дагестане живут граждане более 120 национальностей, а столица республики Махачкала (где почти все национальности представлены) разбита всего на 14 национально-территориальных округов. Спрашивается, как быть с избирательными правами более ста других национальностей?

Но г-н Набиев - человек упорный. Он обратился в Конституционный суд Российской Федерации. "Мне говорят, что мое конституционное право не нарушено, а только ограничено. Оказывается, я могу быть избранным, но только не там, где я хочу, где я живу, где избиратели меня знают и где они меня выдвигают, а в округе, где мне разрешается сверху, - пишет он в своей жалобе. - Если избиратели не могут свободно выдвигать или избирать по месту своего жительства того кандидата, которого они считают наиболее достойным, независимо от его национальности, то о каких демократических и свободных выборах можно говорить?"

Действительно, о каких свободных выборах может идти речь, если плюс к национально-территориальным округам в Дагестане имеется еще 35 "профессиональных", где могут баллотироваться только граждане с высшим образованием.

Раз законы плохи, то их надо менять, и Исалмагомед Набиев решил баллотироваться в Народное собрание - парламент Дагестана. 15 февраля 1999 года окружная избирательная комиссия #84 по выборам депутатов Народного собрания отказала ему в регистрации уже по другой, совсем удивительной причине - из-за того, что он мужчина! Оказалось, что округ, в котором живет Набиев, - один из шести женских. В пункте 5 статьи 11 закона "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан" записано:

"В целях обеспечения представительства женщин в парламенте... Избирательной комиссией Республики Дагестан могут быть определены женские избирательные округа".

"Никакая "политическая целесообразность" или "временная необходимость" не может быть основанием для нарушения конституционных норм и прав человека", - считает Исалмагомед Набиев. Теперь он ждет решения Конституционного суда России. Один раз по ходатайству Министерства юстиции Дагестана слушания уже откладывались. Возобновиться они должны 16 июня.