На Net и суда нет
Симпозиум "Pro&Contra;" попытался доказать, что единственная реальность современной культуры - реальность виртуальная
Именно так посетители симпозиумных выставок общались с современным искусством. (Фото Макс Новиков)
Признаюсь честно, я, считающий себя человеком современным и просвещенным, плохо понимаю выражения типа "дигитальная революционизация", "киберфеминизм" или "VRML-проекты". Если с читателем этих строк происходит то же самое, должен его огорчить: мы с ним - безнадежно отсталые люди. Хотя бы потому, что надо считаться с волеизъявлением масс. А массы (юные, модно прикинутые, с умными книжками и журналами в руках) четыре дня подряд заполняли немаленькую центральную аудиторию РГГУ и исправно слушали доклады про "VRML-проекты". Шел первый междисциплинарный международный симпозиум "Pro&Contra", посвященный влиянию на современную культуру новых технологий вроде всяких мультимедиа и Интернета.
Но с собственной ограниченностью меня примирили торжественные приветствия участникам симпозиума, опубликованные в его буклете. От ректора РГГУ ("трудно переоценить влияние медиа- культуры на все стороны человеческой деятельности") и начальника Департамента правительственной информации правительства РФ ("на встрече с представителями Интернет-сообщества в декабре 1999 года В. В. Путин выразил заинтересованность в том, чтобы российский сегмент сети активно развивался"). Вот это и есть, наверное, "дигитальная революционизация" всей страны. Если же серьезно, то симпозиум "Pro&Contra", состоящий не только из бдений в РГГУ, но и выставок в галереях, тематических кинопоказов в Музее кино и вечеринок в ночных клубах, - это первое за многие годы по-настоящему серьезное, масштабное международное мероприятие, посвященное актуальной культуре и поддержанное на государственном уровне.

Московский художник Гор Чахал впервые поменял свою витальную ориентацию на виртуальную.(Фото Макс Новиков)
С другой стороны, государству ничего другого и не остается, как попытаться приручить электронщиков-интернетчиков перед лицом реальной угрозы. Сетевые СМИ теснят СМИ бумажные во многом благодаря большей гибкости и отсутствию какой-либо цензуры. А всякий уважающий себя представитель альтернативной культуры имеет свой сайт. Потому апогеем "Pro&Contra" явился "круглый стол" в пресс-центре Дома правительства РФ под названием "Государство. Информация. Интернет" и с участием министров Починка и Реймана, а также товарищей из ФСБ. Речь шла все о том же: можно ли и нужно ли вводить цензуру в свободолюбивой сети? (Между прочим, на 18 мая назначено думское слушание законопроекта "О регулировании Интернета".)
Впрочем, мы пишем для отдела искусства, а не отдела политики. А вот с так называемым сетевым искусством дела обстоят неважно. Не то чтобы его не было - оно есть, но оно как бы есть. Постороннему всякая симпозиумная выставка, скажем, "Сетевое искусство как оно есть" в Галерее М. Гельмана, покажется столь же заумной и скучной, как и лекции в РГГУ. Кураторы - сам Марат Гельман и сотрудники ассоциации MediaArtLab (она же устроитель всего симпозиума) - совершили попытку "традиционного экспонирования искусства, живущего в ином виртуальном пространстве". То есть повесили Интернет-проекты из разных стран не только на гельмановскую web-страничку, но и на стены его галереи.
В свое время меланхоличные прибалты придумали "хоронить" чужие сайты, оказавшиеся ненужными, создавая для них виртуальные надгробные плиты. Кураторы выставки воспользовались их изобретением. Унылые одноцветные распечатки из Интернета, составившие экспозицию, похожи на эти плиты. Поскольку сами проекты - веселые и цветные - живут только в естественной среде. На экране компьютера.
Чтобы наслаждаться сетевым искусством, нужно сначала подключиться к сети. Но удовольствие того стоит. Что и пытался показать симпозиум "Pro&Contra".

Классик болгарского современного искусства Лучезар Бояджиев уже давно поселился в интернете. (Фото Макс Новиков)