Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Ольга Юрченко. В обход через Афганистан?

В обход через Афганистан?
Ольга Юрченко

Дата публикации: 26 Мая 2000

О возможности нанесения Россией ударов с воздуха по Афганистану на Западе пишут много. Правда, пока мало кто из обозревателей высказывает свое мнение - видимо, ждут, что будет дальше. Вряд ли кто сейчас действительно верит в то, что Россия исполнит свои угрозы.

Первые сообщения на тему Афганистана появились в начале недели, когда Сергей Ястржембский обвинил лидеров движения "Талибан" в том, что они поддерживают связь с руководителями чеченских сепаратистов, снабжая их оружием, занимаясь подготовкой чеченских боевиков на афганской военной базе и отправляя своих наемников в Чечню сражаться на стороне боевиков. Возможность нанесения Россией превентивных ударов по афганским военным базам при наличии реальной угрозы для России или дружественных ей государств, о которой заявил Ястржембский, в среду была подтверждена Игорем Ивановым в Минске.

В тот же день министр иностранных дел России вылетел во Флоренцию, чтобы принять участие во встрече министров государств - членов НАТО. В беседе с Мадлен Олбрайт он заверил ее, что Москва не планирует наносить никаких ударов по Афганистану, а по поводу заявления Сергея Ястржембского сказал, что произошло недоразумение. Об этом пишет Agence France-Presse (AFP), объясняя изменение позиции Иванова возможным отказом России от своих угроз.

Однако в четверг Игорь Иванов подтвердил свою первоначальную позицию, сообщает Reuters. По его словам, возможны различные сценарии, и Россия будет действовать в зависимости от того, как станет развиваться ситуация.

Тем временем Владимир Путин отправился в Минск, где вместе с президентами Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана подписал Меморандум о коллективной безопасности. Обсуждалась возможность размещения российских войск на территории бывших советских республик Центральной Азии. "Эта встреча - еще одно свидетельство того, что Путин здраво подходит к вопросу усиления влияния России на ее соседей, и подтверждение его решимости превратить Россию в великую державу", - считает The Guardian.

Британская газета очень ясно и по порядку излагает события этой недели, отмечая, что мнения ведущих российских политиков по поводу применения радикальных мер разделились. "Главные министры, военное командование и глава кремлевского Совета по национальной безопасности не исключают возможности совершения налетов с целью бомбардировки Афганистана" . С другой стороны, "ведущие парламентарии, от коммунистического спикера Геннадия Селезнева до молодого либерала Бориса Немцова, подвергли критике ведущиеся в правительстве разговоры о нанесении ударов с воздуха, называя их безответственными, особенно в связи с имеющимся печальным опытом военного вторжения России в Афганистан" .

Возможно, дальше "войны слов", которую ведут министр иностранных дел Игорь Иванов, заместитель премьер-министра Илья Клебанов и министр обороны Игорь Сергеев, российское правительство не пойдет, считает The Guardian. "Жесткие заявления становятся приметой правительства господина Путина" .

Афганистан со своей стороны предупреждает, что если Россия осуществит свои угрозы, он не оставит это без ответа. По сообщению BBC , "лидеры афганского движения "Талибан" заявили, что нанесут ответный удар по любой соседствующей с Афганистаном стране, которая разрешит России использовать свое воздушное пространство для пролета российских бомбардировщиков.

...В Афганистане некоторые считают, что воздушные удары пошли бы стране на пользу, объединив движение "Талибан" с оппозицией в борьбе против общего врага" .

Большинство афганцев, однако, не обращают особого внимания на угрозы России, замечает BBC. Они привыкли к войне, к тому же им не впервые угрожают ударами с воздуха - летом 1998 года США нанесли ракетный удар по предполагаемым военным объектам террористов. Об этом сейчас говорят многие, припоминая России ее тогдашнюю отрицательную реакцию.

А Sueddeutsche Zeitung в статье под названием "Путин вступил на неверную дорогу, проходящую через Афганистан" (Putin auf afghanischen Abwegen) вообще упоминает Билла Клинтона в одном ряду с Леонидом Брежневым и называет Путина их преемником.

"Владимир Путин избрал дорогу, по которой хочет привести Россию к новой славе и величию. Один из этапов этого пути проходит через Грозный, и... дорога эта вымощена трупами. А теперь он, оказывается, вовсе не против пойти в обход через Афганистан... Тот факт, что афганцы воюют плечом к плечу с чеченцами на Кавказе, Москва очень удачно может использовать в пропагандистских целях. Теперь Кремль может сослаться на уже имеющийся пример "антитеррористической акции" .

Со своими, пока еще словесными, атаками на Афганистан двуликий, как всегда, Путин проявляет себя наследником одновременно и Леонида Брежнева, и Билла Клинтона. От бывшего советского руководителя он перенял манеру претендовать на то, что Москва имеет право на интервенцию в Афганистан, а президент США своим нападением на учебную военную базу главного террориста Осамы бен Ладена летом 1998 года показал ему, как следует бороться с происходящим оттуда терроризмом.

Однако ни от Советского Союза, ни от США в этом вопросе Путин не может научиться тому, как побеждать. Брежневская авантюра с Афганистаном вылилась в настоящую катастрофу, а клинтоновское "обращение" к главному террористу не сломило его могущество и к тому же еще больше уронило Америку в глазах мусульманского мира. Для Путина дорога через Афганистан тоже окажется неверной" .