Дырки в законе об АО позволяют крупным акционерам и менеджменту предприятий "выдавливать" мелких акционеров. Новолипецкий меткомбинат предлагает Интерросу заплатить то ли за свои финансовые ошибки, то ли за сохранение доли акций. При этом крупным...
Не успела утихнуть борьба на алюминиевых полях, как разгорелась новая война - металлургическая. "Интеррос" высказал резкое недовольство планами владельцев контрольного пакета Новолипецкого металлургического комбината (один из крупнейших производителей стали и проката) увеличить капитал предприятия вдвое. Сам "Интеррос" владеет примерно 30% акций (на прошлой неделе холдинг увеличил свой пакет на 9%, по версии "Ведомостей" - с целью предотвращения "враждебной" допэмиссии, и намерен еще увеличить свою долю). Постановление о созыве внеочередного собрания акционеров, на котором и предполагается договориться по допэмиссии, "Интеррос" считает нелегитимным: на заседании совета директоров присутствовало недостаточно членов совета. Холдинг намерен, во-первых, опротестовать принятое решение и, во-вторых, высказывает недовольство тем, что акционерам не предоставлено информации о причинах и целях проведения эмиссии. "Интеррос" не выступает против допэмиссии как таковой, но хочет контролировать использование вырученных за акции средств. Но у холдинга нет полной информации даже о финансовом состоянии НЛМК, в частности, о его кредиторской задолженности. Руководство НЛМК на претензии "Интерроса" отвечает, что совет директоров был "не вправе отказать акционеру общества в удовлетворении его законного требования о созыве внеочередного собрания" (этот акционер - фирма Omnispect) и что членов совета на собрании было шесть. НЛМК также отвергает подозрения, что хочет размыть доли мелких акционеров, и говорит, что акции предлагается разместить среди акционеров по закрытой подписке пропорционально принадлежащим пакетам.
Целями допэмиссии НЛМК называет "развитие и техническое перевооружение производства комбината". Впрочем, раньше меткомбинат "проговорился", что средства, кроме того, пойдут на погашение кредитных обязательств и повышение зарплаты трудящихся. Таким образом, условия выкупа акций могут оказаться разными: мелким акционерам предложат рассчитаться деньгами, а крупные получат акции в обмен на списание долга. Этот долг возник в результате переуступки Внешэкономбанком компании "Stahl und Metallunternehmensholding" (акционеру НЛМК) старого кредита комбинату. В мировом соглашении присутствует пункт, согласно которому, если НЛМК не выполняет график погашения задолженности, SMU получает право требовать срочной выплаты всей суммы. Собственно, из-за срыва графика платежей фирма Omnispect и созывает собрание. А "Румелко", в управление которой только что передан контрольный пакет (фирма собирается, кроме того, оказывать акционерам "консультационные услуги по вопросам управления" акциями и обеспечить "наиболее эффективное управление" ими) и которую возглавляет гендиректор НЛМК Лисин, эту инициативу полностью поддерживает. То есть мелким акционерам предлагают заплатить то ли за ошибочную финансовую политику предприятия, то ли просто за воздух: крупный акционер выкупит допэмиссию по взаимозачету за долг SMU, а мелкие заплатят за сохранение своей доли акций живыми деньгами. При этом реально капитал АО вырастет не вдвое, а на 30%. Схема оригинальностью не отличается, но дырки в законе об АО позволяют проделывать и не такое. Поэтому исход длящейся уже семь лет борьбы за комбинат предсказать трудно. Когда-нибудь история НЛМК попадет в учебники - в его судьбе в разное время участвовали Credit Swiss First Boston, структуры Бориса Йордана, братья Черные, "Российский кредит", при этом в выигрыше все время почему-то оказывался менеджмент предприятия. Собственно, закон об АО на то и рассчитан.