Иногда лучше жевать

(Фото: Павел Горшков)
До наших сенаторов доходит долго. Еще 26 мая представитель президента в Думе Александр Котенков пообещал, что, как только будет принят закон, предусматривающий снятие с губернаторов депутатской неприкосновенности, некоторые из них немедленно окажутся за решеткой. Главы же регионов, похоже, только в середине прошлой недели поняли, что это о них говорил президентский представитель.
Гром грянул в прошлую среду, когда Совет Федерации рассматривал новый закон о порядке формирования верхней палаты парламента. Ободренные демаршем Бориса Березовского, который публично раскритиковал весь президентский план реформы вертикали власти, сенаторы ринулись в лобовую атаку. Причем даже не совсем ясно, что вызвало больший гнев у членов верхней палаты: то ли суть самих нововведений, то ли та форма, которую выбрал Котенков, чтобы донести ее до заинтересованной общественности. Сенаторы костерили Александра Алексеевича на чем свет стоит. Назвали его высказывания "хамством и глупостью без предела", выразили удивление, "что такие глупцы ходят под покровом президента", а самого Котенкова обозвали идиотом. Но с него как с гуся вода: в ответ на все, что вылилось ему на голову из верхней палаты, представитель президента лишь продемонстрировал образованность - принялся цитировать классика. Мол, "есть Божий суд, наперсники разврата" и т.д. И глубокомысленно подытожил: "А для Божьего суда презумпции невиновности не существует". Что он этим хотел сказать, никто не понял. Видимо, просто перепутал презумпцию невиновности с депутатской неприкосновенностью.
На фоне этого скандала в Совете Федерации разворачивалось обсуждение нового закона. Уже во время первых выступлений стало ясно, что на этот раз инициативы президента столкнулись с серьезным противодействием. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству подготовил ряд поправок, которые по сути сводили на нет все усилия Кремля по переустройству верхней палаты. Поправки предусматривали отмену возрастного ценза для членов СФ, сохранение за главами местных законодательных собраний членства в СФ, возможность губернатора самому назначать своего представителя в верхнюю палату и самому же его отзывать. Разумеется, губернаторы не забыли и о собственной неприкосновенности. Она, по мнению комитета, должна сохраняться в течение всего срока пребывания в должности регионального лидера. Всего было обсуждено 13 поправок.
Теперь дело за Думой. Однако Котенков уже заявил, что "губернаторы собирали депутатов и вновь выкручивали им руки" и что "поправки СФ существенно меняют суть закона".