Косово: заколдованное место

(Фото: EPA)
Уже год как в Югославии не бомбят, а натовские штабисты все еще на передовой. Генерал Джим Корли, контролировавший весной 99-го точность бомбометаний, отбивается от журналистов из "Ньюсуика", в руки которых попал секретный доклад о реальных эффектах бомбардировок. Да, признает генерал, в Косово мы нашли остовы лишь 26 сербских танков из 93, "официально" уничтоженных НАТО, 14 БТР (по сводкам - 153) и 8 артсистем (по сводкам - 389), но вы же понимаете, что сербы вывезли все, что могли, - они ведь в блокаде, у них нет ни металла, ни запчастей. Новому генсеку альянса, лорду Робертсону, тоже не позавидуешь: "Эмнисти интернэшнл" на днях обнародовала доклад, в котором квалифицирует "преднамеренную бомбардировку гражданских объектов" как "нарушение международных гуманитарных норм", и потребовала призвать к юридической ответственности тех, кто планировал такие удары. Считая катастрофическим число жертв среди мирного населения (по сербским данным, от 400 до 600 человек), "Эмнисти" требует от альянса разработки правил ведения военных интервенций с гуманитарными целями.
Но самое незавидное положение у бывшего генсека НАТО, ныне комиссара Евросоюза по безопасности Хавьера Соланы. Отдавая приказ об авиаударах по Югославии, он мотивировал это защитой прав албанского меньшинства. Теперь ему приходится объясняться с косовскими сербами - в конце мая с просьбой о защите от албанских экстремистов в Брюссель приехали их делегаты во главе с епископом Артемие. Это ходоки от тех сербов, которые готовы сотрудничать с временной администрацией ООН, но просят о защите: после прихода KFOR из края уехали 240 тысяч представителей неалбанского населения.

Сегодня хозяевами в крае чувствуют себя албанцы. Хоронить своих близких все чаще приходится немного-численным сербам, еще остающимся здесь (Фото: Юрий Козырев)
"Если не обеспечить возвращение беженцев, выборы в местные органы, намеченные на осень этого года, не будут демократическими", - подытожил епископ на совместной пресс-конференции. Бывший генсек в ответ только вздохнул и назвал проблему "очень серьезной". Она стала еще более серьезной на прошлой неделе, после того как в местечке Грачаница из проезжающей машины в толпу сербов бросили гранату. Умеренные последователи епископа в знак протеста вышли из органов временного управления краем (ООН создает их с целью возродить диалог между сербской и албанской общинами). Это резко усилило позиции непримиримых сербов в Митровице, которые и слышать не хотят ни о совместном управлении, ни о выборах, ни о епископе. Их возглавляет Оливер Иванович, в прошлом преподаватель каратэ.
Конечно, боевики Освободительной армии Косово (официально она распущена, но всем в Косово ясно, что структуры остались) свирепствуют уже не так, как сразу после "освобождения" края: по данным ООН, тогда убивали 30 - 40 сербов в неделю. Тем не менее албанская пресса по-прежнему зовет к топору (недавно, например, миссия ООН была вынуждена закрыть на 8 дней газету "Дита", обвинившую в сотрудничестве со старым режимом одного из сербских сотрудников миссии, после чего тот был убит). В том же стиле победители разбираются и с инакомыслящими албанцами - когда известный журналист Ветон Суррой призвал прекратить "охоту на сербов", про него написали, что от таких, как он, "воняет славянами".

Сербские семьи покидают свои дома. Их безопасность не могут гарантировать ни российские десантники, ни американские "джи-ай" (Фото: AP)
Трудно сказать, что думают обо всем этом простые албанцы, но нет сомнений, что политический триумф выходцев из ОАК (почти все полевые командиры в одночасье записались в политики) еще более сомнителен, чем военные успехи этой организации. Опрос института Гэллапа, проведенный по заказу ОБСЕ месяц назад, сулит на осенних выборах победу не демобилизованным боевикам, одержимым идеей "Великой Албании", а Демократической лиге Косово во главе с Ибрагимом Руговой - тем, кто 10 лет "мирно сопротивлялся" Милошевичу и строил "параллельное общество".