Разбивая "Окна"
Окружной судья Джексон зарабатывает себе место в истории, повелев гиганту Microsoft разделиться на две компании
Итак, в длинном-предлинном антимонопольном процессе против Microsoft, который длится с некоторыми перерывами, сменами вывесок и формальных обвинений без малого пять лет, наступил кардинальный перелом. Если раньше стороны сражались примерно на равных, то сейчас одна из них объявлена однозначно неправой. Неправой до такой степени, что у нее даже нет более права на существование - по вынесенному седьмого июня приговору судьи Джексона Microsoft должна быть разделена на две компании, одна из которых будет заниматься исключительно операционной системой Windows (назовем ее условно MicroWin), а другая - различными приложениями (пусть она будет MicroApp). Впрочем, это еще далеко не конец истории, которая полностью завершится самое ранее через год, а скорее полтора или два. Причем Microsoft теперь будет выступать в роли жертвы, что, возможно, ей даже на руку. Не конец это и личной одиссеи окружного судьи Томаса Пенфилда Джексона - дело пройдет еще несколько стадий апелляций, и не исключено, что в какой-то момент вернется к тому же Джексону.
Пока что в своем заключении он практически дословно переписал ту бумагу, что поступила к нему из министерства юстиции США от прокурора Джоеля Клайна, выступающего в деле "Государство против Microsoft" на стороне первого. Нелюбовь Джексона к Гейтсу и присным его по своей эмоциональной напряженности может сравниться только с инвективами в адрес богатейшего человека планеты со стороны поклонников операционных систем Unix, Linux и прочего не-мелкомягкого программного обеспечения: Билл Ужасный - пожалуй, самое мягкое определение, которое можно услышать в этом лагере.
Может, Джексон - тайный поклонник Unix? Да нет - помнится, в свое время он признался, что даже свою электронную почту сам не проверяет. Один из судебных клерков, работавших с Джексоном, признался журналу Wired (www.wired.com): "Он просто глуп. Не в бытовом смысле слова, а в отношении любых технологий". Скорее же всего, Томас Джексон надеется войти в историю - ему, насколько нам известно, скоро на пенсию (он был назначен еще во времена президента Рейгана и был его личным протеже), и оттого ему особенно остро хочется славы. Она у него, считай, в кармане мантии. Все вышесказанное, однако, вовсе не означает, что американский судья останется в истории Геростратом, Microsoft на самом деле никуда не денется.
Первая из тех двух компаний, которые через какое-то время появятся на свет, "MicroWin", получит в наследство 85 процентов рынка операционных систем персональных компьютеров. Находящийся в таком положении бизнес движется, как тяжелый паровоз под небольшой уклон: пусть и не взлетит, но любой забор на пути сметет. Но какой бы мощной ни была первая компания, ей не сравниться по привлекательности со второй, "MicroApp".
Будущее компьютерной индустрии (и лидеры Microsoft с этим вполне согласны) лежит в плоскости сетевых приложений, Интернета. Основные строительные блоки задуманной Microsoft'ом "Интернет-платформы" - ее средства для разработчиков и серверные приложения (такие, как SQL Server и BizTalk, сервер делового документооборота) - по навязываемому Microsoft плану отходят как раз второй компании. Судя по структуре запланированных на 2000 год доходов компании, могу предположить с уверенностью, что второй осколок, "MicroWin" (в еще не-рожденном состоянии), занимает никак не больше 40 процентов в общей массе Microsoft. В следующем году разрыв непременно станет еще больше, как бы ни повернулось дело с расчлененкой. А это значит, что "MicroApp" все равно будет превышать своими размерами практически всех игроков компьютерного рынка. Разумеется, супермиллиардер Билл Гейтс и его коллеги утверждают, что "все пропало", что "пятилетний перспективный план развития придется переписывать", что "отныне инновации в компьютерной индустрии вообще находятся под большим вопросом" и т.п.
Не верьте. Американская юстиция как раз в данный момент пытается доказать, что перед законом все равны, на самом большом, ярком и легкодоступном для нее примере. Двадцать лет назад примерно так же поступили с гигантом-монополистом AT&T (связь и коммуникации), только частей получилось больше, и от достигнутого результата, как теперь ясно, выиграли как компании-наследники AT&T, так и клиенты. А теперь, пока еще не поздно, американское государство пытается расформировать компанию, имеющую все признаки государства в государстве.
Давайте вспомним историю покорения рынка браузером Internet Explorer - в ее разработку было вложено почти 3 млрд. долларов, при этом Гейтс торжественно пообещал никогда никому ее не продавать, а только раздавать бесплатно. Explorer победил, но никакого экономического смысла в этой победе не было - это была в чистом виде военная кампания, а ее финансирование в общей структуре расходов Microsoft имело все формальные признаки военного бюджета для государственной казны. Такой конгломерат США руками Джексона пытается превратить в мирную и, подчеркну, вполне преуспевающую компанию. Если это удастся, судья Джексон недаром займет свое место в истории.
Конечно, впереди еще годы сражений. В самом ближайшем будущем дело попадет в апелляционный суд (тот самый, что два года назад отменил предыдущее решение Джексона). Потом этим делом какая-то из сторон обязательно озаботит высоких судей Верховного суда. Исход, впрочем, предрешен хотя бы по одной причине - Microsoft не удастся избавиться от своего злейшего врага. Имя его - Билл Гейтс.
Он так по-детски наивно уверен, что все до сих пор случившееся - происки нехороших людей, а он и его компания - белые и пушистые, что не желает идти ни на какие компромиссы. А бизнес от диктатуры как раз и отличается компромиссами. Вашингтонские законники в этом твердо уверены. И рано или поздно проиллюстрируют свою уверенность наглядным примером.