Вдохновение
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, XL Галерея. Москва
Лучше, конечно, не "Вдохновение", напоминающее о шоколадке с Большим театром на обертке, а "упоение". Затертая строка из песни пушкинского Председателя "Есть упоение в бою..." буквально описывает дух нового произведения Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Живописного пира во время общественной чумы. Профессионально чуткие к нюансам коллективного бессознательного, художественные слуги народа задумали вдохновиться-упиться боем в период косовской кампании, а по-настоящему упивались, создавая многометровый холст, в разгар кампании чеченской. Вам хочется кровей - их есть у меня!
На холсте семеро смелых с автоматами, пистолетами и гранатами идут в атаку на невидимого противника, гремя огнем и сверкая блеском стали - только стреляные гильзы летят во все стороны! Но `a la guerre comme `a la guerre: один уже смертельно ранен, и оружие падает из его слабеющих рук, другие тоже в крови - с головы до пят.
Панорама Виноградова - Дубосарского ничем не отличалась бы от заказной халтуры (сделано-то так себе), исполненной старческой кистью художника-генерала из студии Грекова. Узнаются даже классические образы, с которых обычно баталисты срисовывают своих героев. Боец с гранатой перекочевал во "Вдохновение" с дейнековской "Обороны Севастополя", ведущий в атаку подстреленный командир с поднятым к небу пистолетом - знаменитый фотографический "Комбат" Макса Альперта, украсивший обложки не одной советской книжки про войну. Остальные, правда, позаимствованы уже из спецназовского журнала "Братишка" (есть такой, есть, я не шучу). В общем, ничего особенного, если бы не антураж баталии. А это сущая идиллия. Война проходит в излюбленном нашим арт-тандемом пейзаже: русское поле с яркими цветочками, бездонное голубое небо, березки на заднем плане. Ужас какой-то! Это что, чечены (или косовары) уже под Звенигородом?!
Но Виноградов - Дубосарский работают не в жанре антиутопии, а в жанре комического китча. Звенигородские просторы; потоки крови; облачка от разрывов снарядов в синем небе, более похожие на фейерверки; по-балетному выстроенная мизансцена атаки - это все знаки того, что бойцы здесь сражаются и погибают понарошку. Не на войне, а на войнушке. Которую не страшно повесить на дачную стену какому-нибудь новому русскому. Но если все-таки повесит, выкажет свою милитаристскую сущность, которую и надо выявить художникам-радикалам, прикидывающимся тихими овечками.
Прежде, если судить по псевдоконформистской живописи Виноградова-Дубосарского, был спрос на кинозвезд и шоу-див, на эротику и абсурд с ужастинкой, даже на Иисуса Христа (героя предыдущей выставки художников в XL Галерее). Теперь на спецназ. А это уже пострашнее чеченов под Москвой...