Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Приказано выжить

Леонид Самоцветов



(Фото: Павел Горшков)


"Нет сомнений, что МХАТ окончательно умер вместе с последним человеком, который в него верил" - так завершался "итоговский" некролог на смерть Олега Ефремова. Но главному официальному театру страны приказано выжить. В минувшую пятницу мхатовской труппе был представлен новый художественный руководитель Олег Табаков, введенный в должность приказом министра культуры.

В том, что театр возглавил именно Табаков, сенсации нет. Ходили слухи, что стать худруком предлагал ему еще сам Ефремов. Табаков - свой, ученик Ефремова и один из отцов-основателей "Современника". К тому же Табаков уже однажды принимал в наследство "хозяйство Ефремова": в 1970-м, после перехода Олега Николаевича во МХАТ, он стал директором "Современника". Табаков авторитетен, вхож в кабинеты и умеет решать проблемы. Наконец, именно Табаков создал единственный современный театр-студию ("Табакерку"), который стремится следовать мхатовско-современниковским принципам.

Вместе с тем назначение Табакова - шаг, без сомнения, компромиссный. На посту худрука естественнее выглядел бы человек с громким режиссерским именем, скажем, уровня Льва Додина. Но понятно, что огромная, не слишком работоспособная и раздираемая конфликтами труппа главного театра страны никогда не приняла бы такого опасного лидера. А с другой стороны, никакой сильный режиссер не бросил бы свой театр ради сомнительного удовольствия приводить в порядок МХАТ.

Олег Павлович попросил для себя срочный контракт на полтора года, чтобы понять за это время, способен ли МХАТ хотя бы на три аншлаговых спектакля в неделю. В отличие от Ефремова, который в свое время предложил труппе "Современника" целиком перейти во МХАТ, Табаков сохраняет "Табакерку" (и руководство ею) и никого из ее актеров за собой - пока - не зовет. Программа-максимум Табакова: добиться от государства финансовой помощи, почистить труппу и лет за пять вырастить возле себя режиссера, при котором МХАТ останется живым театром. Поскольку никто не знает, что же такое "живой МХАТ", такая программа действительно кажется единственно приемлемой.