Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

О корпоративной гордости великороссов

Борис Жуков


-Журналист из Москвы? Из самой Москвы?

- Да, а что?
- А какая газета?
- Журнал "Итоги".
- А-а, Киселев...
- Да нет. Не телепрограмма, а журнал. Еженедельный иллюстрированный журнал. Вот посмотрите.
- Да, красивый журнал. Давно он выходит?
- Уже четыре года.
- А чей он?

Признаюсь, в этом месте я всякий раз чувствовал некоторую неловкость. Нет-нет, сам-то я, конечно, не считаю работу в частной фирме чем-то зазорным. (Иначе зачем бы я работал в частной, когда вон их сколько - государственных, с участием государства, дружественных государственным конторам?) Но как объяснить алтайскому агроному или управленцу с лежачего тракторного завода в маленьком северо-западном городе мои отношения с работодателем?

- Ну тебе же говорят, что писать?
- О чем - иногда говорят. Что писать - не говорят никогда.
- Да ладно...

И смотрит на тебя обиженно: мол, что ж ты, парень? Мы тебе все как на духу, а ты нам - сказки, в которые и первоклассник не поверит. Службой тебя никто не попрекает - времена сейчас суровые, за кусок хлеба кому угодно служить пойдешь, - но врать-то зачем? Не велено правду говорить - ну хоть намекни, мы ж поймем, люди-то все свои, советские! А то обидно: выходит, раз мы провинция, то нам любую брехню скормить можно?!

Конечно, такие диалоги в основном и случались у меня в провинции - такой, что наш журнал доходит туда разве что в лице своих сотрудников. В Москве, да и вообще в больших городах люди - даже не очень успешно адаптировавшиеся к новым временам - как-то привыкли к существованию частного сектора, в том числе и на рынке информации. Но нет-нет, да и сворачивал бесконечный интеллигентский разговор о судьбах России на знакомое этюдное продолжение:

- Постой, ты же... А, ну да, понятно!
- Что "понятно"?! Я не олигарх, не банкир, даже не "челнок", я по найму работаю!
- Ну да, конечно. А у кого?

И крыть - нечем.
И вдруг все изменилось. Сначала (я даже не сразу заметил) в разговорах такого рода после слов "Медиа-Мост" перестала возникать неловкость. Потом, после майских налетов, новое отношение приобрело и словесное выражение - скажешь "Медиа-Мост", а тебе в ответ:

- Ну и как вы там? Держитесь?

И интонация такая знакомая. С ней меня в августе 1991-го встречали соседи, когда я возвращался домой после ночей на Краснопресненской набережной: "Ну как там Белый дом? Держится?"

А на другой день после ареста Владимира Гусинского я позвонил по своим делам большому начальнику в одно из министерств. И тот, едва я представился, первым делом начал говорить какие-то теплые слова о нас и выражать надежду, что этот бред скоро кончится. Со служебного телефона.

Вот тут я понял, что все мы, сотрудники мостовских изданий, разом попали в народные герои. Ведь мы работаем в том самом холдинге, который и финансами давят, и автоматами стращают, и шефа вот только что сажали - а он все одно правду говорит. Потому что - за что же еще в России могут так травить, как не за правду?

Подумать только, какую биографию нам всем делают!