Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Смычка города и деревни

Иван Езерский


Жилой комплекс. Проезд Загорского, 15


Блокированная застройка в проезде Загорского. Архитекторы Владимир Плоткин, Ирина Деева (ТПО "Резерв"). Несмотря на еще не убранный мусор и строительные вагончики, новый разноэтажный, разноцветный комплекс выглядит эффектно. (Фото: Павел Горшков)


Если в советские годы жилое домостроение было более строительством, нежели архитектурой, то теперь это бизнес, но снова не архитектура. Да и кому она нужна - в этом-то жанре? Строителю надо построить побольше и побыстрее, застройщику - побольше и побыстрее продать, ну а покупатель счастлив уже тем, что из "трешки в панели" он перебрался в шестикомнатные апартаменты с бассейном и стеклопакетами. А если у кого эстетические амбиции, так он строит особняк за городом со всеми причитающимися архитектурными излишествами.

Заинтересованных в художественных достоинствах жилого дома остается двое - власть и архитектор. Вкусы первой хорошо известны: башенки, колонны, арки, эркеры. Именно так выглядит большинство свежепостроенных элитных домов: на Садовой-Каретной и Большой Академической, "Редан" и "Сокол", "Опера-хаус" и "Груббер", дома "Донстроя". Тем же, кто не хочет жить по-старому - в доме, похожем на сталинский, предлагаются следующие варианты: мансарды ("Агаларов-хауз", "Рубцовская набережная"), бешеное количество стекла ("Кунцево", "Квартал"), на худой конец - веселенькая раскраска (дома "Кроста").

На архитектора все соучастники этого процесса смотрят с сожалением: и чего дураку надо? Впрочем, авторам вышеназванных домов - таким матерым зодчим, как Михаил Посохин, Игорь Покровский, Роман Кананин, Владимир Кубасов, - ничего и не надо. Среднее поколение архитекторов только начинает пробовать свои силы в этом жанре: интересны многоквартирные дома Александра Скокана (на улице Климашкина), Сергея Киселева (на Ельнинской и Ленинском проспекте), Алексея Бавыкина (на улице Пилюгина), Владимира Юдинцева (на улице Хачатуряна). Лидером же по части хорошей жилой архитектуры стал 45-летний Владимир Плоткин. А самым интересным из построенных им за последние два-три года зданий - комплекс из так называемых блокированных домов в проезде Загорского.

Это первая в Москве реализация чрезвычайно популярной на Западе идеи. Блокированные дома создают собственный микромир - внутренний двор, каковое понятие было у нас отменено в 50-е понятием "микрорайон"; дают не меньше квадратных метров, чем типовая элитная "башня", оставаясь при этом приятно малоэтажными; объединяют в себе черты как города, так и деревни (такой альянс по душе многим). С одной стороны, это обособленное поселение, с собственной инфраструктурой и пространством (у половины квартир - отдельные входы), как правило, в зеленой зоне - то есть "деревня". С другой стороны, корпуса стоят очень плотно, окнами в окна соседа - то есть "город". Отметим сразу, что это окна кухонь и других подсобных помещений (главные комнаты смотрят в парк), а плотность есть для растущего города шанс сохранить зелень и некую напряженно-эмоциональную ауру, свойственную именно городу.

Будучи абсолютно рациональным, дом этот на удивление красив. Вроде бы именно такой вот математической красотой - сеткой многослойных фасадов, геометрией оконных переплетов. Однако уже с торцов возникает эффектный хаос - комплекс разноэтажный (от пяти до семи этажей), разноцветный, окна разной формы и размера. Наконец, с краю обнаруживается и вовсе залихватский модернистский угол - остро срезанный "нос" с застекленными террасами. И хотя возник он лишь потому, что по нормативам требовалось отступить на 15 метров от гаража, именно он придает этому рационалистскому гимну привкус "ошибки", которая и есть искусство.