Киноплакат братьев Стенберг. 20-е годы
Галерея "Дом Нащокина". Москва
Выставка Владимира и Георгия Стенберг (так на афише, но более принято — Стенбергов) в галерее "Дом Нащокина" работает в промежутке между выставками искусства русского романтизма и парадного портрета, ради которых стены галереи заклеены благородными "ампирными" обоями. Выцветшие плакаты к фильмам Эйзенштейна и Дзиги Вертова вместе с выставленными для "атмосферы" старыми проекторами, кинокамерами, жестянками с пленкой смотрятся на их фоне странно. Как будто барскую усадьбу, толком не переоборудовав, превратили в Клуб железнодорожников. Однако этот контраст, раздражающий поначалу, постепенно заставляет работать старую кинорекламу.
Ведь эстетика плакатов Стенбергов — контрасты цвета, напряженная динамика четких вертикалей, столкновение правого и левого, верха и низа. Дело не только в следовании заветам конструктивизма, одними из основателей которого были Стенберги — не только плакатисты, но и графики, скульпторы, дизайнеры, оформители Красной площади и спектаклей Камерного театра Таирова. Зрение Стенбергов — зрение времени, не терпящего пространственной (и идеологической) дезориентации, — времени прямых линий. В крайнем случае спиралей, означающих турбины и радиовышки.
Из линий, разбивающих изображение, родился коллаж как жанр, нарушивший естественные законы картины, подражавшей живой природе. "Мы совершенно свободно обращаемся с материалом, не соблюдаем пропорции, переворачиваем фигуры и т. п. — используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего", — объясняли Стенберги. Вот тот случай, когда коммерция (дело рекламы — зазывать клиента) и эстетика шли об руку с политикой.
Сегодня, впрочем, плакаты Стенбергов — просто история искусства.