Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Делим ли Иерусалим

Сергей Строкань


Провал переговоров в Кэмп-Дэвиде угрожает новой войной на Ближнем Востоке. И все из-за вечного города


(Фото: АР)


"Отсутствие соглашения лучше, чем плохое соглашение", — резюмировал один из членов палестинской делегации, покидая летнюю резиденцию президентов США после 15-дневных изнурительных переговоров. Встреча израильского премьера Эхуда Барака с палестинским лидером Ясиром Арафатом окончилась полным фиаско. Провал Кэмп-Дэвида-2 предельно обострил и запутал ситуацию в регионе, грозя перечеркнуть последние достижения ближневосточного мирного процесса, связанные с именем нового израильского премьера Эхуда Барака.

Только что Барак вывел израильские войска из Южного Ливана, где они находились с 1982 года, несмотря на многочисленные резолюции ООН. Израильский премьер-министр был полон решимости развить успех своей мирной дипломатии на палестинском направлении. Но не любой ценой. После возвращения из Кэмп-Дэвида тон его заявления был предельно жестким: "Мы не готовы уступить по трем позициям: безопасность Государства Израиль, святыни Государства Израиль и единство израильского народа. Если мы будем стоять перед выбором — пойти на компромисс по одной из этих позиций или на конфронтацию, то выбор ясен каждому израильтянину... И если нам придется пойти на конфронтацию, мы сможем прямо смотреть в глаза нашим детям..."

О возможности конфронтации Барак говорит не ради красного словца. Такой сценарий станет вполне реальным, если, как ожидается, Ясир Арафат в одностороннем порядке объявит о создании независимого палестинского государства. По израильско-палестинскому мирному соглашению, достигнутому в 1993 году в Осло, это государство должно быть создано до 13 сентября 2000 года. Палестинцы намерены сделать его столицей Восточный Иерусалим, находящийся сегодня под контролем Израиля. Если независимое палестинское государство возникнет без мирной договоренности с Израилем, последний расценит это как попытку посягнуть на его целостность и суверенитет. И будет вынужден принять адекватные меры. Так что все три позиции, упомянутые в заявлении Барака, — о безопасности, святынях и единстве нации так или иначе связаны с вопросом о статусе Восточного Иерусалима.

Президент США Билл Клинтон, который был инициатором нынешних кэмп-дэвидских переговоров, столь подробно вник в аргументацию каждой из сторон, что, по свидетельству очевидцев, сегодня он может по памяти нарисовать план города, как его представляют израильтяне, а затем на обратной стороне сделать набросок палестинского варианта. Священный город сразу для представителей трех религий — мусульман, иудеев и христиан, Иерусалим стал ареной, может быть, самого бескомпромиссного арабо-израильского противоборства — ведь речь идет о святынях. В ходе войны 1967 года Израиль оккупировал и аннексировал его восточную, арабскую часть. Хотя международное сообщество признало аннексию незаконной, в течение более трех десятилетий израильтяне упрямо твердили: Иерусалим — единая и неделимая столица Израиля. Что нам резолюции ООН, когда есть Библия.

В то же время вечный "народ без государства", палестинцы, не менее решительно стояли на своем — столицей будущего палестинского государства должен быть именно Восточный Иерусалим. И это стало солидарной позицией всего арабского мира.

Как тут быть? Перед Арафатом и Бараком, собравшимися в Кэмп-Дэвиде, стояла невероятно сложная задача — примирить две взаимоисключающие позиции и при этом не выглядеть предателями в глазах собственных народов. Сам факт участия израильского премьера в Кэмп-Дэвиде-2 вызвал в стране политический кризис. В Восточном Иерусалиме прошли гигантские демонстрации протеста под лозунгами "Руки прочь от Иерусалима" и "Барак — предатель". Давление со стороны радикально настроенных палестинских группировок испытывал и Арафат. Три деятеля палестинского движения, известные своим неприятием предыдущих мирных соглашений Арафата с Израилем, даже безуспешно пытались прорваться в Кэмп-Дэвид и повлиять на своего лидера. В адрес Барака и Арафата посыпались угрозы физической расправы.

И все же шанс договориться оставался. Спасительная, казалось, формула была найдена. Барак пошел на серьезную уступку, предложив вариант, предусматривающий совместную юрисдикцию над отдельными районами Восточного Иерусалима и передачу палестинцам нескольких мусульманских районов, которые могли бы стать для них "символами суверенитета". При таком раскладе выходило, что и волки сыты, и овцы целы: у израильтян не должно было возникнуть ощущение, что Иерусалим утрачен, и в то же время палестинцы получали свою будущую столицу там, где хотели, — в Восточном Иерусалиме.

Клинтон оценил гибкость и мужество Барака. Он понял и принял израильскую позицию. Чего нельзя сказать об Арафате. Официальный представитель палестинской стороны Ханан Ашрави отметила, что в этих предложениях нет ничего нового. "Если называть вещи своими именами, они хотят вернуть нам несколько окраин, которые в любом случае принадлежат нам, и при этом сохранить Иерусалим под своей юрисдикцией", — заметила она. Принцип "совместной юрисдикции" палестинская сторона понимает по-другому: израильская юрисдикция над Западным Иерусалимом и палестинская — над Восточным. Однако если уже действительно называть вещи своими именами, то ничего нового нет именно в таком подходе. Арафат лишь повторил то, на чем арабы настаивали в течение последних 33 лет. Встреча еще не закончилась, а палестинский лидер уже выразил свое негативное отношение к переговорам в поздравительной телеграмме, адресованной президенту Египта Хосни Мубараку по случаю 48-й годовщины египетской революции: "На саммите мы столкнулись с экстремистской и жесткой позицией правительства Израиля, с политикой израильского упрямства".

Возникает вопрос: зачем было с таким настроем вообще отправляться в Кэмп-Дэвид? Израильская сторона считает, что на переговорах в США палестинский лидер продемонстрировал отсутствие гибкости. Более того, по ее мнению, в провал Кэмп-Дэвида внесли свою лепту и ряд арабских лидеров, которые не оказали на Арафата ожидаемого влияния в вопросе о Иерусалиме.

Как бы то ни было, Арафат явно укрепил свои позиции в арабском мире. А вот Барак оказался в трудном положении. Правительственная коалиция распалась, позиции премьера ослаблены. На этой неделе в израильском парламенте намечено голосование по вопросу о доверии Бараку. Маятник политической жизни в Израиле теперь неизбежно качнется вправо — неудача Кэмп-Дэвида резко усиливает позиции критиков мирного процесса, требующих вести диалог с палестинцами с позиции силы. Уже стали говорить о возможном возвращении в большую политику предшественника Барака — экс-премьера Биньямина Нетаньяху, сторонника жесткой руки.

Однако уже после того, как Барак и Арафат разъехались по домам, израильская и палестинская стороны заявили о возможности возобновления переговоров в самое ближайшее время. Более того, они выразили уверенность в том, что соглашение может быть достигнуто до 13 сентября. Насколько это реально, сегодня сказать трудно. Ясно лишь то, что новые переговоры будут еще более трудными, чем Кэмп-Дэвид-2. Ведь израильская сторона уже заявила об аннулировании своей позиции, изложенной в Кэмп-Дэвиде, по целому ряду вопросов. И поскольку прежние формулировки не могут служить отправными точками на следующих раундах переговоров, то многое придется начинать заново.


Израильтяне рассматривают план Восточного Иерусалима, как его представляют в Тель-Авиве. У палестинцев — свой план. (Фото: ЕРА)