Яна Соколова. Соколиная охота: обзор двадцать третий,
посвященный традиционности дзена и авангардности джаза, Железному Феликсу и Неизвестному Лагернику, страшной ерунде и ослиным ушам
Яна Соколова
Дата публикации: 9 Августа 2000
Ч то-то не понимаю я, друзья мои, как ни стараюсь, одной вещи. Вроде бы лето на дворе. Вроде бы талантливы все и любознательны. Вроде бы литпроцесс какой-никакой имеется. Что ж мы скучаем-то? Ноем-то почему? Ладно бы ругались яростно, спорили, обличали. Так нет же! Ох, еле-еле. Ох, неужто тронулись. Ох, заскрипели-застонали-забрюзжали, не развалиться б по дороге. Развалились? Ну и слава богу, отмучились наконец. Это мы так о книжечках пишем, верных наших подругах и кормилицах.
Михаил Новиков ("Коммерсант"), в первом же предложении сегодняшнего литобзора признавшийся в желании переименовать свою колонку "Что читать" в "Что НЕ читать", с муками и зевотой принялся пересказывать сочинения "кембриджской постмодернистской дуры" Антонии С.Байет ( Ангелы и насекомые . - М.: Независимая газета) и "колбасного радиокомментатора" Игоря Померанцева ( Красное сухое . - М.: НЛО). Про Байет - между прочим, лауреата Букеровской премии 1990 года - господин Новиков заметил, что "в наших местах такая дама могла бы быть завучем средней школы" , порекомендовал "захлопнуть" ее книгу , "как прихлопывают комара" , и "перечитать пелевинскую "Жизнь насекомых" - которая не просто лучше, а с другой литературной планеты" . Игорь Померанцев со своими "довольно залихватски написанными заметками о том, как человек болтается по Европе и пьет вино" , на взгляд господина Новикова, тоже "выглядит глуповато" . Сочувствую, Михаил. Не повезло вам с компанией.
Андрей Румянцев ("Независимая газета"), в течение всей статьи упрямо сравнивающий "Охоту на овец" Харуки Мураками с романами Стивена Кинга, счел интерес критиков к Мураками "просто рекламным ходом, возможно, данью моде и экзотике" . Сам Андрей Румянцев в Мураками ничего особенного не нашел: посоветовал "Охоту на овец" "любителям легкого чтения" , желающим "умно и тонко говорить об особенностях японского взгляда на жизнь и об универсальности взглядов Мураками, о традиционности дзена и авангардности джаза, не рискуя при этом увязнуть в метафизическом или ином философическом болоте и быть пойманным за язык" . Господина Румянцева за его равнодушное занудство я, признаться, даже зауважала: рекламным ходам не поддается, к любителям легкого чтения относится с презрением, а говорить о традиционности дзена и авангардности джаза может хоть и скучая, зато безо всяких там Харуки Мураками.
Юрий Данилин из "Литературной газеты" взялся было хвалить роман Ольги Кучкиной "Обман веществ", но сразу же впал в тоску по "коммунистическому тоталитарному режиму" , когда "были просто неплохо пишушие люди, да еще с особым интересом к героям, у которых удачно развивался один совсем не модный нынче орган - голова" . Владимир Мощенко (та же "ЛГ") взялся было хвалить книгу новых стихотворений Инны Лиснянской "Музыка и берег", но сразу же увяз в заведомо безнадежном деле прозаического переложения поэтических строк, "дышаших жаждой лирического откровения" .
Лев Пирогов ("ЛГ") рассуждает о причинах популярности романа Сергея Болмата "Сами по себе" . Уныло брюзжит насчет "ослиных ушей предполагавшегося актуального формата... обильно припудренного дряблой изящнословесной литературщиной" , удивляется, почему никто до сих пор не назвал "Сами по себе" "страшной ерундой, подобранной литературными имиджмейкерами на помойке" . Означенные причины популярности сводит к "партнерским отношениям" между "РЖ" и издательством Ad Marginem. Долго и старательно подводит к тому, что "продались" все. Без исключения.
Оживление мыслей и чувств возникает - неудобно сказать - только вокруг умерших. Об Анатолии Жигулине для "Литературки" с любовью написали Евгений Евтушенко ( "Нет, не Железного Феликса надо поставить напротив Лубянки, а Толю Жигулина в бронзе или граните. Если бы я был скульптором, именно с него я бы слепил Неизвестного Лагерника" ), Лев Аннинский ( "Его имя никогда не исчезнет из истории русской поэзии и тем будет причастно вечности" ), Лев Жуховицкий ("Для меня он всегда был прежде всего тончайшим лириком, одним из самых проникновенных в нашем богатом талантами веке" ). "Блистательным знатоком отечественного книжного искусства" назвал Юрия Молока на страницах "ЛГ" Владимир Глоцер. " Человеком высокого вкуса и органичной независимости, отточенным стилистом, непринужденным и артистичным интеллектуалом " - Станислав Лесневский в "Известиях".
Да стойкие Роман Арбитман с Вячеславом Курицыным пока что далеки от равнодушия и тоски. Арбитман ("Время новостей") по прочтении "неоригинального в выборе темы, реалий и перипетий" фантастического романа Алексея Евтушенко "Отряд" неподдельно встревожился тем, что "война стала восприниматься как виртуальная игра в солдатики, которые различаются только цветом униформы" . Курицын ("Вести.ру") трогательно умилился "наивной депрессивности современной финской литературы" - и конкретно книги новелл Туве Янссон "Серый шелк" . Так держать! Не сдаваться скуке!
Потому что кто, если не вы.