Золотой сон в руку
Известно: драма несбывшейся мечты - ничто по сравнению с драмой мечты сбывшейся. Литература (и прежде всего лирика) полны разочарованных вздохов о том, какой неуместной и ненужной становится сказка, когда ее сделают былью: "А вы говорили - бредни, а вот через столько лет пылится в моей передней взрослый велосипед..."
Но разве не то же самое происходит и с человечеством в целом? Конечно, все желания, которые когда-либо мучили его, невозможно даже перечислить. Однако есть довольно короткий и стабильный списочек заявок, автоматически всплывающих в памяти при словах "вековая мечта человечества". Некоторые из них - о вечной жизни и вечной молодости, о панацее и роге изобилия - пока что столь же недостижимы, как и прежде. Однако кое-какие пункты из того же списка неожиданно сбылись в уходящем веке - практически одновременно, если мыслить во всемирно-историческом масштабе.
Результаты осуществления вековых чаяний оказались сокрушительными для их носителей. У всех народов и во все времена жила мечта о полете - не как о быстром и не требующем дорог способе передвижения, а как о состоянии, о чувственном выражении абсолютной свободы. Но как же далек от него обычный авиапассажир, пристегнутый ремнями к своему тесному креслу, созерцающий через крохотное окошко неподвижные равнины облаков и не имеющий ни малейшей возможности как-то влиять на свое перемещение в пространстве!
Печальное преображение другой грезы - о достижении края света - началось еще полтысячи с чем-то лет назад, когда выяснилось (точнее - вспомнилось), что мы живем на лишенном краев шаре. Однако тогда ничего страшного не случилось: край-то нужен был не сам по себе, а чтобы заглянуть за него, а может быть - и перейти. Мечта плавно и безболезненно трансформировалась в надежду вырваться за пределы родной планеты, посетить Луну, навестить иные светила. Вот уже лунная пыль хранит отпечатки башмаков наших соплеменников, любой желающий может полюбоваться подлинными видами Венеры или Марса. И что с того? Одна моя знакомая резонно заметила: космонавтика, еще недавно выглядевшая кусочком будущего в настоящем, сегодня превращается в один из атрибутов стиля ретро. Мол, то-то и то-то случилось в те стародавние времена, когда люди еще летали в космос...
Где-то между покорением воздушного и безвоздушного пространств человечество овладело тайной превращения элементов. То, что так и не далось в руки величайшим из алхимиков - получение золота из других металлов, - сегодня может сделать всякий сколько-нибудь квалифицированный физик-ядерщик. Но не делает. Потому что всякий сколько-нибудь квалифицированный бухгалтер тут же объяснит ему: золото, полученное таким путем, будет в сотни раз дороже обычного. Если рядом случится макроэкономист, он еще и добавит: а будь, мол, оно дешевым, эта технология немедленно подорвала бы положение золота как всеобщей меры стоимости и привела бы не к процветанию, а к краху мировой экономики. В первую очередь - той страны, которая соблазнилась бы надеждой на быстрое обогащение. Дескать, с Испанией в XVI веке нечто подобное уже случилось.
Результаты воплощения в жизнь золотых снов столь обескураживающи и неотвратимы, что невольно думаешь: а что же будет, если когда-нибудь сбудутся и остальные вековые мечты? Ведь представить же страшно...