Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Ричард Эллман. Оскар Уайльд. Биография.

Ольга Гринкруг


М.: Независимая газета, 2000

Биография - исключительно каверзный жанр. Даже если она не простая, а литературная. И даже если герой ее скандален, обладает парадоксальностью и обаянием Уайльда, гарантирующими жизнеописателю легкий успех.

Хотя в случае Эллмана о легкости говорить, пожалуй, не приходится. На написание монументального труда о шестистах с лишним страницах (мелким шрифтом!) у него ушло больше двадцати лет. Зато в результате получилась книга, которую в англоязычном мире немедленно объявили "лучшей за несколько десятилетий" и уж как минимум "лучшей литературной биографией". Как говорится в подобных случаях в рекламе: "Теперь и по-русски".

За пару десятилетий работы Эллман учел, кажется, каждую бумажку, имеющую хоть какое-нибудь отношение к персонажам этой истории ("На втором году обучения в октябре Уайльд приобрел четыре бокала для содовой воды, четыре простых бокала и шесть стаканов для портвейна..."), и сроднился с ними настолько, что всех этих светских англичан конца XIX века стал воспринимать как собственных знакомых, большая часть которых оказывается достойна лишь уничижительно-краткой характеристики вроде: "Хиггинсон был уважаемый зануда". Чем на самом деле занимался в жизни Хиггинсон, остается неизвестным, равно как нигде толком не разъясняется, в чем же была суть пресловутого эстетизма, который столь последовательно проповедовал Уайльд. Запоминается лишь, что делал он это в бриджах и с лилией в руках.

Зато эллмановские описания не менее пылки и цветисты, чем юношеские стихи его героя. Так и вспоминается пушкинская цитата из д'Аламбера: "Этот человек пишет: Благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное гордое, пылкое и проч. Зачем просто не сказать - лошадь?". Надо полагать, что витиеватость стиля (зачастую, увы, еще и искаженную "тусклым зеркалом перевода") должна оправдывать жанровое определение "литературная биография". Литературность же, в свою очередь, прощает автору обидное отсутствие архивных и библиографических ссылок (а ведь интересно было бы узнать, откуда Эллман взял рассказ о том, как Уолт Уитмен пил пунш с посетившим его британским эстетом!).

Впрочем, история жизни Уайльда сама по себе настолько занимательна, что почитать ее в любом случае интересно. Пусть даже не до последней строчки последней, 654-й, страницы - все равно там все плохо кончилось...