Яна Соколова. Соколиная охота: обзор двадцать седьмой,
посвященный вульгарному экономизму, непережитому язычеству, асинхронной синхронности, патогенным микроорганизмам и дохлой мыши
Яна Соколова
Дата публикации: 17 Августа 2000
И снова четверг. И снова "Ex libris "НГ" с разношерстными своими материалами. Разношерстными настолько, что безудержно хочется вытрясти их из газетки, где они напечатаны один за другим, и перетасовать по собственному разумению. И почему бы, если хочется, не попробовать?
В одну стопку дружно отправились бы все статьи на философские и филологические темы. Как самые тяжелые для восприятия. Не буду судить о значимости, но, сдается мне, значимостью проникнутся единицы одолевших. Поскольку с легкостью постигаются лишь взятые по отдельности фразы вроде " В противовес еще не изжитому марксизму и бытующему ныне вульгарному экономизму выдвигается тезис о базисности морали, нравственности для материального достатка и процветания современного общества " . Пять, десять, двадцать подобных фраз подряд - и суть статьи начинает стремительно ускользать, оставляя после себя разве только головную боль. От чрезмерного умственного напряжения. Виктор Куллэ пишет в таком духе о вышедшем "не в той стране и не на том языке" сборнике статей, посвященных поэтике Бродского (Joseph Brodsky: The Art of a Poem. Edited by Lev Loseff and Valentina Polukhina. London: Macmillan Press). Мария Никольская пишет в таком духе о "первом своде текстов по символизму во французском театре - ценном и пестром" ( Французский символизм: Драматургия и театр . - СПб.: Гиперион; Издательский центр "Гуманитарная академия"). Сергей Панов пишет в таком духе о книге "обладавшего абсолютным художественным вкусом, живым чувством поэзии" Вадима Вацуро "Пушкинская пора" (СПб.: Академический проект). Подход "пусть это будет скучно, главное - чтобы не выглядело легкомысленным" срабатывает в текстах о филологии и философии на 100%. А жаль.
Мудрый этот подход дает о себе знать и в других материалах "Ex libris", что и вовсе необъяснимо. Елена Герчук хоть и обстоятельно ( "количество этих изданий заставляет объединить их в явление и искать законы жанра" ), но с такой тоской разбирается с самиздатом , как если бы последний был дохлой мышью. Та же Елена Герчук в стиле "доминировала на презентации нота ностальгическая" повествует о книге художника Эдуарда Гороховского "Групповой портрет в интерьере с видом на уходящее тысячелетие". Андрей Морозов в стиле "на мой вопрос, каким принципом он руководствовался при подготовке фотоальбома, Сергей Новиков ответил не задумываясь" повествует о "великолепно изданном фолианте" упомянутого художника "Портрет интеллекта". Однако, стопочка трудного для восприятия получилась бы, друзья мои, претяжелой!
Впрочем стопочка материалов чем-либо примечательных оказалась бы не менее внушительной. Как самая проблемная в стопочку легла бы статья Нади Кеворковой о религиозной литературе " Православный инструктаж: выбора нет " ( "Может быть, такая странная смесь непережитого язычества, тоски по идеалу, национальной гордости и опасливой веры и есть православное исповедание?" ) .
Как самая забавная - статья Дмитрия Пайсона, посвященная запискам "эгоцентричного астронавта" Линенджера о пяти опасных месяцах на станции "Мир", " Приключения Василия и Джерри в космосе " ( "Джерри Линенджер почти открытым текстом горячо и искренне доказывает, что по голове его полковник Циблиев не бил. Вообще - рук не прикладывал" ).
Как самая любопытная - статья Владимира Березина " Идеальный враг. Образ таракана в массовом сознании ". Поэма! Не вынуть ни строчки!
Как самая (до демонстративности) путаная - статья Дмитрия Новикова " Касания мыслью " ( "Следовательно, о теле можно говорить как о взломе бытия, как об асинхронной синхронности "вот", которое находится, будучи артикулировано как "вот", - в некотором "там", всегда уже разомкнуто как "там". И все же оно "вот" ).
Как самая (почти устрашающе) познавательная - статья Андрея Ваганова, подпавшего под обаяние книги М.В.Супотницкого "Микроорганизмы, токсины и эпидемии", " Стратегии паразитизма " ("Речь идет о преднамеренном заражении целых регионов патогенными микроорганизмами" ).
В стопку примечательного полностью вошел бы раздел "Художественная литература" с материалами Ирины Каспэ, наслаждающейся "ненавязчивой женственностью" новой серии издательства "Амфора" "Гербарий" , Ильи Кукулина, рассуждающего о "феерических и печальных праздниках" в провинциальных интерьерах Николая Коляды" , и с энергично проскакавшим по новинкам ( Кадзуо Исигуро , Валерий Нугатов, Хелен Филдинг, Мартин Сутер ) " Петитом ". В примечательное попали бы и - как уж без них! - интервью: утомительно-винное с поэтом Игорем Померанцевым и сумасшедше-деятельное с издателем Ильей Бернштейном.
В общем, есть что почитать. Как вам кажется?