МПС: перевод стрелок

(Фото: Дмитрия Коробейникова)
Последний динозавр социализма — министерство, совмещающее управленческие и хозяйственные функции, — наконец приговорен к смерти. Правда, не раньше чем через год.
На прошедшей неделе коллегия МПС рассмотрела концепцию реформирования министерства, предполагающую разделение его на две части: акционерную государственную компанию "Российские железные дороги" (РЖД) и собственно министерство. При этом все функции государственной исполнительной власти (в частности, тарифная политика) останутся в ведении МПС, а хозяйственные функции перейдут к РЖД.
Проект концепции уже одобрен президентом и получил благословение экспертов Центра стратегических разработок, руководителей железных дорог и профсоюзов: министра подталкивали к реформе все, кто только мог.
Трудно было бы предположить, что глава МПС Николай Аксененко идет на преобразования с особой радостью. Поняв, что МПС в нынешнем виде сохранить не удастся — оно будет преобразовано под его чутким руководством или без оного, — Аксененко возглавил движение по разработке концепции реформ. Получившийся документ выдает намерения автора с головой: дабы сохранить контроль над всеми финансовыми потоками, Аксененко стремился так реформировать монополию, чтобы практически ничего не менять. Он не допускает мысли, что акции РЖД когда-либо могут быть проданы, и требует закрепить их на веки вечные в госсобственности, внеся соответствующие поправки в Конституцию (ведь такой формы, как акционерная государственная компания, в российском законодательстве не существует). Он также не приемлет путь, подсказанный чиновниками из Министерства экономического развития: создать на базе 17 железных дорог акционерные общества (по замыслу Аксененко они должны стать лишь филиалами РЖД, а не самостоятельными юридическими лицами). Министр собирается оставить МПС инфраструктуру — железнодорожные магистрали (ни одно министерство не владеет транспортными магистралями, они выделены в самостоятельные юридические лица).
Мало того, Аксененко хочет год потратить на разработку нового законодательства для реформы МПС, дабы не повторить ошибок приватизаторов. Что касается самой концепции, ее потребуется доработать с учетом высказанных другими министерствами замечаний. Правда, и здесь министр путей сообщения торопиться не хочет — подробный план реализации концепции может быть принят в декабре 2000 года.
Так что пассажирам пока рано радоваться: ни о какой конкуренции между перевозчиками в ближайший год говорить не приходится, так же как, видимо, и о снижении железнодорожных тарифов, которые к началу следующего года вырастут приблизительно вдвое.