Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Виталий Портников. "Железная леди польских финансов" уезжает в Лондон

"Железная леди польских финансов" уезжает в Лондон
Виталий Портников

Дата публикации: 23 Октября 2000

Ханна Гронкевич-Вальц, глава польского Национального банка, в январе 2001 года становится вице-президентом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В Польше это назначение восприняли неоднозначно. С одной стороны, это честь: еще никогда представитель Польши не занимал столь высокое положение в международных финансовых организациях. С другой стороны, Ханне Гронкевич-Вальц, которую нередко называют "железной леди польских финансов", придется оставить должность, которую она занимала 8 лет. А от политики Национального банка в польской экономике зависит очень многое...

48-летняя Гронкевич-Вальц, выпускница юридического факультета Варшавского университета и доктор права, была одним из создателей организации "Солидарность" в родном университете. Впервые стала президентом НБП в 1992 году, по рекомендации тогдашнего президента Леха Валенсы. На период ее руководства банком пришлись две важнейшие операции в польской финансовой системе: деноминация и освобождение курса национальной валюты - злотого. Гронкевич-Вальц всегда ценили за сохранение независимости банка от политики, хотя сама она отнюдь не чуралась политической деятельности: в 1995 году участвовала в президентских выборах, но получила всего 2,75% голосов избирателей. Это не помешало победившему на выборах Александру Квасьневскому в 1998 году рекомендовать ее вторично на пост главы Национального банка. Гронкевич-Вальц считали человеком на своем месте как правые, так и левые. В международных финансовых организациях ее хвалили за успешную борьбу с инфляцией, трижды наградив престижной премией "Глобал Финанс". С 1997 года Гронкевич-Вальц председательствует также в совете денежной политики, в которой помимо нее еще 10 членов - крупнейших западных инвесторов Польши. Возможно, именно из-за этой роли Гронкевич-Вальц большинство аналитиков весьма нервно реагируют на ее неожиданное повышение.

Если польский директор ЕБРР, бывший премьер Ян Кшиштоф Белецкий заявил в интервью Газете Выборчей , что выбор в пользу "железной леди" является несомненным успехом польской политики и признанием достижений польской экономики, то известный экономист Анджей Братковский в интервью тому же изданию подчеркивает: "Это плохая новость для Польши. С уверенностью могу прогнозировать атмосферу неуверенности в экономике. Ханна Гронкевич-Вальц, проводившая консервативную и, в общем-то, достаточно консенквентную денежную политику, была символом стабилизации. На самом деле со временем появления совета денежной политики руководящая роль президента Нацбанка уменьшилась, но она имела большое влияние на решения совета" .

Другой экономист, Адам Чельховский, более спокоен: "Действительно, Ханна Гронкевич-Вальц имеет большой авторитет среди зарубежных инвесторов. Но нужно помнить о том, что финансовая политика - это результат коллективных решений. Уход одной личности, даже такой харизматичной, как Гронкевич-Вальц, не должен автоматически привести к изменению политики совета..."

Разумеется, еще одним вопросом, на который пытаются получить ответ наблюдатели в Польше, является попытка "вычислить" преемника Ханны Гронкевич-Вальц. В прессе называют несколько имен, среди которых бывший министр финансов и нынешний советник президента Марк Белка, бывший министр финансов Ержи Осятыньский, бывший министр иностранных дел Дариюш Росати, главный экономический советник "Солидарности" Богуслав Грабовский, бывший глава Нацбанка Гжегож Войтович и - внимание! - бывший министр финансов, "отец польских реформ" Лешек Бальцерович. Последняя кандидатура любопытна уже потому, что Бальцерович рассматривался в качестве возможного кандидата на пост вице-президента ЕБРР и пост руководителя Нацбанка стал бы для него "утешительным призом". Кроме того, Бальцерович для Запада - не менее харизматичная кандидатура, чем Гронкевич-Вальц. В любом случае у Бальцеровича есть шансы и пройти через парламент, и быть выдвинутым президентом. Не будем забывать, что пост главы Национального банка в данном случае может быть занят только в результате компромисса между левым президентом и правым парламентом. Бальцерович, лидер либеральной Унии свободы, может быть пропущен правыми из-за сходства экономических воззрений и быть удобен для президента, так как Уния Свободы покинула коалицию с "Солидарностью".