Original Material
Когда плюс сливается с минусом
Итак, на теоретическом уровне общество вроде бы демократию одобряет, но в реальности у людей складывается недоверие ко многим демократическим институтам и процедурам. Скажем, к выборам. По данным РОМИР, в свободные, честные выборы не верят 52,4% россиян. Сложился устойчиво негативный образ власти. Например, 75,9% опрошенных считают, что власть коррумпирована абсолютно на всех уровнях, большинство людей убеждено, что власть закрыта от них.
Тогда кто же те люди, которые считают, будто страна идет к авторитаризму? Это вовсе не однородная часть общества. В нее тоже входят «демократы» -- то есть, те, кто авторитаризма опасается, и, естественно, те, кому, наоборот, никакая демократия не нужна: они хотят перехода даже не к авторитаризму, а к тоталитаризму.
Сейчас многие из «демократов» готовы согласиться с некоторой мерой жесткости власти. Но такой, чтобы эта жесткость соответствовала умеренно авторитарному правлению. И тогда авторитаризм выступает здесь альтернативой тоталитарному перерождению власти и общества. Это некое позитивное восприятие авторитарного режима. Потому что люди боятся другого -- они боятся тоталитаризма. С другой же стороны, не верят, что может резко произойти укрепление демократических институтов. И потому из двух зол выбирается меньшее. Такой выбор общества -- это не столько вопрос нравственности или идеологии, сколько реакция массового сознания на реально сужающееся поле альтернатив общественного развития России.
А то, что так много людей затруднились с ответом, естественно, свидетельствует о том, что люди не понимают ни процессов сегодняшней жизни, ни власти, которая безнадежно дистанцирована от них.
Согласны ли вы с тем, что сегодня в России наблюдается переход от демократических принципов управления к авторитарным?
Полностью согласны - 8%
Скорее согласны - 25,6%
Полностью не согласны - 5%
Скорее не согласны - 17,7%
Затруднились с ответом - 43,7%
РОМИР. Репрезентативный опрос 2000 респондентов в 115 населенных пунктах РФ (200 точек опроса, 40 субъектов федерации). Сентябрь 2000 г.