Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Я не хочу ненавидеть!

Леонид Самоцветов


На улицах Москвы будут развешены плакаты против дискриминации и ксенофобии

Рабочий и колхозница с искаженными от ярости лицами (по всей видимости, выкрикивающие какие-то расистские лозунги); мирная трапеза Мохаммеда, Христа и Будды (водочка, селедочка, соленые огурчики); три яйца на ладонях - белое, желтое и черное; свирепый игрушечный солдат, топчущий куклу; трогательный текст шестилетнего английского мальчика: "Я думаю, что Бог должен был бы покрасить всех одним и тем же цветом, и тогда они не воевали бы". Так выглядят пять из двадцати плакатов размером 60 х 90 см, которые вот-вот появятся на улицах Москвы. На каждом - знак с надписью: "Они - это мы. Мы - это они". А все вместе называется международной плакатной акцией "Я не хочу ненавидеть!".


Год назад эту акцию придумали трое: главный художник издательства "ИМА-пресс" Игорь Гурович, Саша Дагдейл из Британского совета в Москве и Михаэль Кан-Аккерман, глава московского отделения Гете-института. Проект готовился так долго, что и англичанка, и немец уехали домой, не дождавшись момента, когда вся Москва будет заклеена плакатами, призывающими граждан к терпимости. Об идее этого проекта нам рассказал Игорь Гурович.

- Все началось с прошлогодних выборов. Когда я увидел развешенные по городу фашистские плакаты, то подумал: "Пора делать антифашистские". Я тогда обращался во много мест, пытаясь пробить такой проект, но ничего не получалось. Почему-то у фашистов есть деньги на свою пропаганду, а у демократов нет. Или они просто не хотят этим заниматься. Тогда мы стали обсуждать эту тему с Сашей Дагдейл и Кан-Аккерманом. Было как раз начало второй чеченской войны. Они-то понимали важность проекта - в Европе с этими проблемами хорошо знакомы. В Германии была огромная акция "Мой друг турок" - по радио и телевидению. Были и плакаты. Во Франции тоже была, в связи с алжирцами, под названием "Не обижай моего друга!". И в Израиле. У англичан был приступ ксенофобии - во время войны с Фолклендами. То есть европейцы понимают, во что эта проблема может вылиться и что о ней надо говорить.

- Но все-таки акция задумывалась не только про античеченские настроения в России?
- В какой-то момент мы решили, что отношение к чеченцам - только часть проблемы. Просто потому, что общество нетерпимо ко всем. Например, одна моя знакомая вышла замуж за армянина. И их маленький сын - абсолютно армянской внешности. И его в школе за это бьют. Родители даже серьезно думали о том, чтобы переехать в Ереван. И мне захотелось сделать плакат "Я боюсь ходить в школу". Но тут текст гораздо сильнее, чем все, что можно изобразить. И я отказался от этого варианта, потому что получалась очень авторская вещь. А плакат не должен быть выставочным - он должен быть уличным. Нам хотелось сделать скорее агитку, чем дизайнерскую акцию.

И все же акция "Я не хочу ненавидеть!" и дизайнерская тоже. В отличие от рекламных плакатов здесь всюду стоят имена авторов. Были приглашены 15 художников, определяющих лицо сегодняшнего отечественного дизайна. Среди них Эркен Кагаров, Елена Китаева, Сергей Кужавский, Андрей Логвин, Борис Трофимов и Владимир Чайка. И пять иностранных мэтров - швейцарец Никлаус Трокслер, финн Кари Пиипо, британец Алан Флетчер, немец Уве Леш и француз Ален Ле Кернек, который является зачинателем подобного рода акций во Франции. Все участники сделали свои проекты бесплатно. Для них это была в первую очередь возможность высказаться. А для наших - еще и поработать в жанре городского плаката, который в Москве, несмотря на обилие рекламы, практически отсутствует. В этом смысле акцию "Я не хочу ненавидеть!" можно считать исключением.

- Жанр городского плаката у нас не живет. А на Западе живет. У них нет такого количества билбордов, уродующих город. Там плакат живет на стенах - он человеческого формата. То есть в городе появляется информационная зона. С тобой разговаривают. Плюс все дублируется на открытках, которые лежат в любом кафе, в магазине. Люди привыкли жить с бумажками. Англичане, например, очень трепетно относятся к этим бумажкам. Потому что это целая культура. А у нас - гигантомания. Важно, что "Я не хочу ненавидеть!" - не официозное мероприятие, а другой голос, другой взгляд на проблему. Вокруг все такое "заверенное", и вдруг появляются живые вещи.

- Вы ведь тоже кроме плакатов выпускаете открытки.
- Плакат - это вещь, которая должна висеть в городе. Но плакаты практически всегда дублируются открытками, которые можно, например, посылать друг другу. И чем больше людей их увидят, тем лучше.

Поразительно, но акцией, посвященной нетерпимости в России, больше всего заинтересовались иностранцы, которые и выступили в качестве спонсоров. Основную часть денег дал фонд Сороса (поэтому "Я не хочу ненавидеть!" уже ездит как выставка по тем городам России, где есть представительства фонда), что-то дали Британский совет, Гете-институт и посольство Финляндии. Русское участие - это только "Антифашистское молодежное действие" (которое получит для собственной развески часть тиража и заказало стикеры) да мэрия Москвы, которая, не решившись отдать свои рекламные площади бесплатно, все же сделала существенную скидку по сравнению с платой за размещение коммерческой рекламы.

Особенно радует участие мэрии, поскольку подобную плакатную акцию, которая была задумана к 50-летию Победы, мэрия не поддержала.

- Тогда Андрей Шелютто сделал плакат, на котором с двух сторон сфотографирована пуговица от солдатской шинели времен войны. Эти пуговицы делали в Америке: спереди красная звезда, а сзади написано Made in N. Y. Вот первый фронт, а вот второй. На плакате Логвина был стакан с водкой и хлеб. Абсолютно лояльная вещь. Был плакат Владимира Цеслера из Белоруссии: на асфальте лежит перевернутая фуражка, куда кидают мелочь. Все правда. Но из-за этих трех плакатов акция и была запрещена.

Тот опыт был неудачным. Сейчас все получилось. В Москве выделена тысяча мест, где будут развешиваться по три плаката в неделю. На следующей неделе они будут заклеиваться другими. И так далее.

- У этой акции будет продолжение?
- Если мне скажут: давайте делать в месяц по плакату, я готов.

Фото предоставлены издательством "ИМА-пресс"