Руины утопии

(Фото: Екатерина Шорбан)
Жилой дом Наркомфина
Новинский бульвар, 25
Один из самых знаменитых экспериментальных жилых комплексов в истории русской авангардной архитектуры. Простое и одновременно утонченное здание построено в 1928 - 1930 годах по проекту лидера конструктивизма Моисея Гинзбурга для Народного комиссариата финансов. В длинном прямоугольном жилом корпусе с полосами ленточного остекления на фасадах расположены квартиры в полтора-два этажа. Необычная планировка многоуровневого пространства основана на разработанном Гинзбургом типовом "модуле" жилой ячейки. Модуль позволял создавать разнообразные по размерам помещения, в том числе высокие кубические общие "комнаты-мастерские" при очень небольших площадях квартир. Недаром этот дом так любили художники и архитекторы. Во втором - малом - корпусе с гигантскими стеклянными витражами во всю стену располагались столовая и бытовые учреждения. Дом, зажатый между двумя зданиями американского посольства, находится в аварийном состоянии: сгнили перекрытия и балконные ограждения, течет крыша. Только благодаря тому, что жилой корпус до сих пор частично заселен, он еще продолжает существовать. Впрочем, торец одного из корпусов, расположенный рядом с въездом в новое здание посольства, был недавно оштукатурен.

(Фото: Екатерина Шорбан)
Дом-коммуна для студентов Текстильного института
Ул. Орджоникидзе, 8/9
Построен в 1928 - 1930 годах по проекту Ивана Николаева. Редкий для Москвы пример здания так называемого интернационального стиля 1920 - 1930-х годов. Комплекс состоит из трех соединенных друг с другом корпусов - жилого, общественного и блока для занятий. Дом-коммуна, в котором уже около десяти лет тянется ремонт, наполовину пустует, ленточные окна выбиты. Полностью изменена планировка общественного корпуса: его залы разгорожены на маленькие помещения, занятые какими-то фирмами.

(Фото: Екатерина Шорбан)
Жилой комплекс на Шаболовке
Улицы Шаболовка, Шухова, Мытная, Лестева, Серпуховской вал
Конструктивистский жилой комплекс конца 20-х - начала 30-х годов (архитекторы Н. Травин, Г. Вольфензон и др.). Такие кирпичные дома с аскетичными, но обладающими особой, характерной для 20-х энергетикой, фасадами, строились вблизи промышленных предприятий (подобные комплексы есть в районе Усачевки, Дубровки). Сегодня бывшие рабочие окраины оказались в центре Москвы и активно реконструируются.

(Фото: Павел Горшков)
Поселок Сокол
Территория между улицами Врубеля, Левитана, Алабяна и Малым Песчаным переулком
Поселок из одно-двухэтажных особняков с участками земли был построен в 1924 - 1926 годах по проекту архитекторов Николая Марковникова и лидера конструктивизма Виктора Веснина. Это единственный сохранившийся в Москве градостроительный комплекс, созданный на основе популярной в первой трети ХХ века идее "города-сада". В архитектуре домов использованы разные стилистические мотивы - модерн, русский стиль и конструктивизм. В 70-х поселок был принят на государственную охрану, а в 90-е дома в нем начали активно скупать. Теперь на месте скромных деревянных построек возводятся особняки, плохо вписывающиеся в художественный контекст памятника архитектуры и градостроительства 20-х.

(Фото: Екатерина Шорбан)
Клуб имени Зуева
Ул. Лесная, 18
Построен в 1927 - 1929 годах по проекту архитектора Ильи Голосова. Включен во все учебники по истории зодчества ХХ века как шедевр авангардной архитектуры. Самое известное произведение Голосова, который считал себя не конструктивистом, а скорее рационалистом. Клуб демонстрирует любовь мастера к эффектным, подчеркнуто динамичным, но одновременно уравновешенным геометрическим композициям. К сожалению, после семидесяти лет эксплуатации клуба от архитектуры здания мало что осталось: заложены многие проемы на фасадах, частично изменена внутренняя планировка, требуют ремонта и реставрации конструктивная основа здания и интерьеры.

(Фото: Екатерина Шорбан)
Шуховская башня
Ул. Шаболовка, 39
Радиобашня Коминтерна построена в 1922 году по проекту гениального русского инженера Владимира Шухова. Конструкция основана на геометрии гиперболического параболоида. По первоначальному проекту башня должна была иметь высоту 350 метров при необычайно малом весе в 2 200 тонн (Эйфелева башня, чья высота составляет 305 метров, весит 8 000 тонн). Однако слишком смелое конструктивное решение и дефицит металла привели к тому, что при строительстве башню "понизили" до 150 метров. Оценить состояние постройки, которая простояла почти 80 лет без капремонта, сложно, поскольку это режимный объект. Но можно предположить, что ремонтировать башню все-таки нужно (как минимум из-за коррозии металла). Кстати, совсем недавно отреставрировали Эйфелеву башню, которая ненамного старше Шуховской.

(Фото: Екатерина Шорбан)
Здание Центросоюза
Ул. Мясницкая, 39
Единственная в России постройка основоположника нового строительного искусства ХХ века Ле Корбюзье, созданная в 1928 - 1936 годах. В здании Центросоюза Корбюзье воплотил все сформулированные им принципы "современной архитектуры": сплошное остекление фасадов, закрывающее конструктивный каркас, обнаженные пилоны нижнего этажа, несущие приподнятое над землей здание, плоские крыши и т. д. Портить здание начали давно. В 60 - 70-е годы, когда здесь навеки поселилось ЦСУ, светлые фасады сочли "слишком бедными" и облицевали их темно-коричневым туфом. Еще больше пострадали интерьеры. Даже те из них, что сохранили свои габариты, полностью искажены отделкой - для Ле Корбюзье было принципиально невозможно использование мрамора и всего того, что говорит о "богатстве".

(Фото: Екатерина Шорбан)
Клуб имени Русакова
Ул. Стромынка, 6
Клуб построен в 1927 - 1929 годах по проекту Константина Мельникова. Это наиболее интересная работа мастера после его дома-мастерской. В здании, поражающем смелостью объемной композиции, было задумано и необычное внутреннее устройство: три балкона, расположенных в выступающих на фасаде гигантских консолях, отделялись от основной части зала и превращались в самостоятельные помещения. Разрушение клуба началось еще в середине века. Теперь здание передано театру Виктюка и интенсивно приспосабливается для новых нужд. Об интереснейших интерьерах задуманного Мельниковым "синтетического пространства", видимо, можно забыть навсегда.

(Фото: Павел Горшков)
Бахметьевский гараж для автобусов
Ул. Образцова, 19а
Построен Константином Мельниковым в 1926 году. Во время проектирования Мельников разработал неизвестную до того систему "прямоточного" движения машин в гараже при их расстановке в ряд уступами. Это изобретение и предопределило ромбовидную форму плана гаража и уступчатые линии его фасадов. Металлическую конструкцию безопорного перекрытия пространства площадью 8 500 квадратных метров разработал Владимир Шухов. Боковые фасады здания были сплошь забраны витражами, а на кирпичных торцовых фасадах ворота чередовались с круглыми и вертикальными окнами. В нынешнем году Бахметьевский гараж - творение двух гениев авангардной архитектуры - решили было снести, но энтузиасты охраны памятников все-таки его отстояли. По слухам, пустующие гаражи переданы некой благотворительной организации.
Материал подготовила Екатерина Шорбан - старший научный сотрудник отдела свода памятников архитектуры Государственного Института искусствознания МК РФ