Дата
Автор
Николай МАЗУРИН
Сохранённая копия
Original Material

Революция закончилась

Иностранцы могут сменить свои приоритеты на российском фондовом рынке

Российский рынок акций, как известно, живет по своим законам, которые не укладываются в рамки традиционной экономической теории. Так, «голубые фишки» стоят сейчас меньше, чем до кризиса 1998 года, несмотря на экономический рост и значительное улучшение финансового положения эмитентов акций, прежде всего нефтяных компаний. О том, что акции крупнейших российских корпораций существенно недооценены, говорят не один год, однако инвесторы не спешат скупать их. Об этом же шла речь и на конференции "Российские финансовые институты", в которой помимо самих инвесторов участвовали и отвечающие за их привлечение чиновники.

Несмотря на окончание «десятилетней революции» и нормализацию политической ситуации в стране, российские бумаги рассматриваются в основном как спекулятивный актив. Время от времени с ними начинают «играть», используя для этого подходящий повод, будь то избрание президентом Владимира Путина или резкие скачки цены на нефть, а потом столь же стремительно эта игра прекращается.

Погоду на отечественном рынке всегда делали и делают иностранные инвесторы. Они следят за историей рынков и используют различные ориентиры, зачастую никак не связанные со страной, акции компаний которой они покупают. В этом году движение цен на российском фондовом рынке полностью совпадает с колебаниями на американском рынке акций hi-tec. Корреляция российских индексов с индексом NASDAQ составляет 90%. Однако уже в следующем году приоритеты могут смениться.

По мнению главного специалиста инвестиционной компании «Атон» Марины Ионовой, «рулевыми» для России в 2001 году станут не американский, а европейские и азиатские рынки. Международные инвесторы, опасаясь обвала американских бумаг (предпосылки к этому, по мнению экспертов, видны уже сейчас), могут обратить взоры на Европу и развивающиеся рынки. По данным журнала Economist, из 18 развивающихся рынков рост в этом году наблюдался лишь на четырех, в том числе и в России.

Эти рынки в будущем году, по различным оценкам, принесут не менее 10% прибыли. При этом активы на emerging markets в несколько раз недооценены по сравнению с активами на развитых рынках. Долговые рынки развивающихся стран в этом году колебались слабо, следовательно, как показывает опыт, в будущем году такая же ситуация может сложиться и на рынке акций. Доля сектора высоких технологий здесь, как правило, мала, а значит, эти преимущественно «сырьевые» рынки быстро восстановятся в случае падения бумаг, торгуемых в системе NASDAQ.

Тем не менее очевидно, что если в 2001 году стоимость акций американских высокотехнологичных компаний будет падать, то это может привести к глобальным потрясениям всех мировых финансов и, естественно, затронет Россию. За уменьшением капитализации американского рынка немедленно последует падение внутренних расходов, а за снижением потребления упадет рост традиционных секторов экономики США. В итоге существенно замедлится рост спроса на сырье, цены на нефть упадут, а это уже напрямую затронет российский рынок. Впрочем, процесс инфляции активов может занять годы. Поэтому опасаться резкого изменения положения на мировом рынке не стоит.

В ближайшее время вряд ли изменится структура портфельных вложений в Россию. По мнению Марины Ионовой, иностранцы рассматривают всю Россию «как одну большую нефтяную акцию», в то время как высокотехнологичный сектор нашей страны «для них слишком мал».

Ситуация внутри самой России, считает г-жа Ионова, практически не влияет на рынок. Хотя и здесь могут произойти некоторые сдвиги. Ведь государство впервые за многие годы пришло к осознанию огромной роли фондового рынка в экономике. А тот, в свою очередь, начинает реагировать на макроэкономическую политику властей. Многое изменится и с массовым приходом на рынок частных инвесторов, если, конечно, этому будут способствовать изменение налогового законодательства, пенсионная реформа и т.д. Ведь известно, что рынок «домохозяек» очень чутко реагирует на малейшие экономические и политические изменения.

Николай МАЗУРИН