Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Путин в Париже: немного экономики на фоне проблем с Чечней


Заграничные визиты Путина, следующие один за другим, уже лишены той информационной привлекательности, которой были отмечены его поездки в начале президентства: позиция российского руководства как по внутренним, так и по международным вопросам достаточно хорошо известна, и визиты Путина больше не рождают ни сенсаций, ни значительных ходов и заявлений. Тем не менее двухдневный визит в Париж достаточно любопытен по причине очевидного охлаждения отношений между двумя странами, связанного, в первую очередь, с резкой позицией Елисейского дворца в отношении Чечни. Неслучайно визит во Францию стал последним в серии поездок Путина по большим европейским странам - в Лондоне, Берлине, Мадриде, Риме Путин уже давно побывал.

Напряжение в связи с Чечней не могло не дать себя знать, хотя и Москва, и Париж предприняли ряд дипломатических усилий для того, чтобы обойти проблему. Путин в предвизитных интервью всячески подчеркивал необходимость политического решения чеченской проблемы (именно этого требует Франция). Ведущие французские газеты вышли с резкими материалами на чеченскую тему (Le Monde, например, опубликовал даже интервью с Масхадовым), у Центра Помпиду снова собралась демонстрация. Этот фон невозможно было не учитывать. Отчасти поэтому визит в Париж был совмещен с саммитом ЕС-Россия.

В итоге были обнаружены следующие точки политического сближения: позиция по Ближнему Востоку, позиция по американской ПРО, видение роли ООН и развитие сотрудничества в космических сферах. Главным сюжетом саммита ЕС-Россия стали переговоры по энергетическим проблемам: Европа заинтересована в поставках российского газа, и, как объявил в Париже Путин, "Газпром" и Gaz de France подписали документы, которые в итоги приведу к инвестициям в размере от 1 до 2 млрд долларов. Речь идет о строительстве трубопровода через Польшу в обход Украины. Некоторые экономические успехи были достигнуты министерством связи Леонида Реймана: подписаны контракты с Alcatel и Eutelsat о строительстве и оснащении спутников. Меж тем "Ведомости" отмечают, что поездка Путина была бедна на экономические контракты. Итогом саммита ЕС-Россия стало заявление о поддержке экономических и социальных реформ в России. В заявлении отмечена "приоритетная задача" по вступлению России в ВТО. Еще одним содержательным моментом стало решение о повышении инвестиционного рейтинга России на одну позицию. Некоторую бедность экономических переговоров отвечающий за внешнюю политику заместитель главы администрации Сергей Приходько объяснил тем, что они будут продолжены вскорости во время визита Касьянова. Таким образом, Кремль разбивает российско-французский лед в два этапа. Приходько подтвердил, что главным вопросом в Париже была политика.

Ширак несколько раз поднимал чеченскую тему, всякий раз указывая на необходимость политического решения, то есть переговоров. То же сказано и в коммюнике ЕС. Путин совершенно соглашался с такими выводами, однако, под политическим урегулированием имел в виду, конечно, совсем другое: "Мы признаем необходимость поиска политического решения конфликта, однако не допустим, чтобы нас подталкивали к переговорам с людьми, у которых руки в крови, которые занимаются вымогательством и убивают заложников", - цитирует Путина Le Monde. И газета отмечает, что результаты переговоров еще менее значительны, чем те, которых французы добились год назад в Стамбуле. Напомним, тогда Франция фактически устроила обструкцию России из-за Чечни.

Бедность переговоров российская делегация компенсировала символически-декоративными процедурами: Путин побывал в Лувре, у вечного огня под Триумфальной аркой и на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа. В ноябре Путин летит в Лондон. Великобритания пока прочно обосновалась на месте Франции в декларированном президентом Ельциным тройном европейском союзе (Россия-Германия-Франция).