В князи и обратно

(Фото: Александр Макаров)
Пятьдесят пять лет назад английский писатель Джордж Оруэлл в своей повести "Скотный двор" заметил: "Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие". На прошлой неделе российские парламентарии решили сделать сказку былью.
Государственная дума 282 голосами "за" при 130 - "против" и 4 воздержавшихся приняла в первом чтении закон "О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". Согласно этому документу, даже за отставным правителем, а также его ближайшими родственниками сохраняются охрана, транспорт, связь, медицинское обслуживание и прочие блага. Но главное - экс-президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за "деяния", совершенные им в период исполнения полномочий главы государства.
Фракции ОВР, СПС и "Яблоко" выступили за ограничение этой самой неприкосновенности. Думские же коммунисты предложили вообще снять документ с обсуждения, поскольку он-де нарушает один из основных демократических принципов - всеобщего равенства перед законом. Но когда эта идея не получила поддержки, они перешли к обсуждению, кого, собственно, можно причислять к "членам семьи". Председатель Комитета по государственному строительству Анатолий Лукьянов, например, процитировал отрывок из последней книги Бориса Ельцина, в котором бывший президент говорит о том, что в разное время "членами его семьи" были и Анатолий Чубайс, и Борис Березовский, и Валентин Юмашев, и бог еще знает кто.
Чтобы окончательно "добить" коллег по палате, большевики сообщили им, что ни в одной цивилизованной стране мира аналогов этому закону нет. Однако даже после этого парламентарии вынуждены были признать, что гарантии экс-президенту все-таки нужны. Не исключено, что руководствовались депутаты соображениями, аналогичными тем, что позднее высказал президент Татарстана Минтимер Шаймиев: "Хотим мы того или не хотим, но все мы - выходцы из бедноты, независимо от того, какими мы стали сегодня... Принятый закон о гарантиях - это проявление уважения не только к бывшему президенту, но и нас, граждан, к самим к себе".
Минтимер Шарипович забыл только об одном - вышеозначенный закон представил в Думу не бывший президент, а нынешний. А как писал все тот же Оруэлл: "Кто руководит прошлым, тот руководит будущим".