Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Аделаида Метелкина. Тридцать третий подход

Н ынче у нас на повестке всего два вопроса. Позавчерашний круглый стол в Овальном зале "Известий", посвященный дальнейшей судьбе литературно-художественных ежемесячников (Институт "Открытое общество", он же ИОО, он же Фонд Сороса, поддерживать их издание больше не хочет, а Минпечати взваливать на себя эту ношу не жаждет - во всяком случае, полностью). И десятилетний юбилей "Независимой газеты". К изящной словесности оба сюжета имеют весьма косвенное отношение. Поэтому отделаюсь цитатами и ссылками.

I

Александр Вознесенский ("Экслибрис "НГ"). " Не говори с тоской: их нет ": "Возникает вопрос: почему Джордж Сорос вообще закрыл программу поддержки журналов? Вроде бы он даже любил ее как один из ощутимых культурных, гуманитарных результатов пика своего "второго пришествия" в Россию (первое было в конце 80-х, когда он пытался спасти разваливающуюся советскую экономику)?.. В ИОО сидят умные люди: одну программу закрыли, зато сочинили новую, сельскую. И придумают еще" .

Игорь Шевелев ("Время MN"). "Где вы, толстые друзья толстых журналов?": "Толстый литературный журнал превращается в анахронизм. Былые его ценители сходят со сцены. Радикальных средств лечения не существует, а эвтаназия противоречит национальной идее и традиционным ценностям... Собравшиеся на заседание решили создать клуб "Друзья толстых журналов". Желательно, чтобы у друзей, конечно, были толстые кошельки или хотя бы громкие голоса. Последние проверялись уже в самом Овальном зале в речах о просвещении народном, о сеятелях разумного, доброго, вечного, о ценностях и идеалах. Продолжение следует. Как говорили в советское время: состояние тела вождя становится все лучше и лучше" .

Лиза Новикова ("Коммерсантъ-Daily"). " Толстые жалуются на бедность ": "В литературных Москве и Петербурге к толстым журналам относятся неоднозначно. Одни не мыслят без них литературного процесса, другие выражаются в том смысле, что так им и надо, собаке собачья смерть " .

Алексей Михеев , ответственный секретарь журнала "Иностранная литература" ("Время новостей" за 19.12.). " ИЛлюминатор для интеллектуально любопытных ": "Некоторая конспективность второй половины сегодняшней колонки объясняется желанием упомянуть побольше книжек до нового года (века, тысячелетия). Он у дверей, а рука на кнопке. И не спрашивайте, по ком джингл беллс" .

II

По второму же поводу лучше Владимира Путина , чей приветственный адрес напечатан на первой странице юбилейного номера "НГ" прямо под логотипом, не скажешь:

"НГ" - по-настоящему интеллигентное издание. Именно так - интеллигентное. Это то ключевое слово, которое определяет неповторимый стиль вашей газеты. Для России понятие "интеллигент" имеет особое значение. Отечественная интеллигенция всегда несла не только знания и образование - она по-настоящему болела за судьбу страны. Пробивала бреши в "железном занавесе". И в несвободном обществе - учила нас самостоятельно мыслить. И пусть я далеко не всегда согласен с авторами ваших публикаций, "Независимая" вот уже много лет - на моем рабочем столе.

Еще раз поздравляю с вашим праздником. Желаю сохранять высокую планку профессионализма и ответственности. Сохранять свое лицо.

И обязательно оставаться НЕЗАВИСИМЫМИ! "

Выделено Владимиром Владимировичем.

Сегодняшний "Экслибрис" - тоже целиком юбилейный. Для обязательного чтения рекомендую интервью , данное директором издательства "НГ" Ольгой Морозовой литобозревателю Глебу Шульпякову . И, конечно, раздел "Кафедра" с проникновенной статьей Сергея Казначеева о дальнейшей судьбе толстых жу... то есть великой русской литературы:

"Ситуацию упустили настолько, что ад маргинальности, в который ввержен сегодня русский писатель, стал вездесущ и почти неуправляем. Измениться она может только в случае радикальной перемены отношения общества к литературе . И чтобы не потонуть в пучине безнадежности, могу сказать, что некоторые отдаленные проблески перемен в лучшую сторону вроде бы намечаются . Хотя бы пунктиром. Вот и Путин, еще не став президентом, в день рождения Лермонтова поспешил посетить Литинститут, потом встретился с Солженицыным, да и вообще как бы интересуется процессом" .

Выделено мной.