Пресс-папье

(Фото: Руслан Ямалов)
В 2000 году впервые после крушения СССР государство предприняло наступление на самостоятельность прессы. Кремль обнародовал официальную "Доктрину информационной безопасности", провозгласившую право и обязанность государства вершить информационную политику. Доктрина содержит среди прочего утверждения о необходимости "укреплять государственнные СМИ" (раньше говорилось о равноправии обеих форм собственности) и "уточнить статус иностранных СМИ" (прежде аккредитованные иностранные журналисты пользовались равными правами с российскими). Кремль все больше закрывается от журналистов: ни одной президентской пресс-конференции со дня избрания, отказы в аккредитации журналистам чрезмерно самостоятельных изданий.
Отчетливо просматривается намерение Министерства по делам печати и телерадиовещания и массовых коммуникаций прибрать к рукам - а в идеале вообще сделать государственным - все телевещание. В марте Минпечати, ссылаясь на предупреждения, сделанные ранее ТВЦ и ОРТ, объявил о выставлении частот обоих каналов на конкурс, причем, по слухам, доносившимся из Кремля, победителем конкурса за кнопку ТВЦ должен был стать Александр Любимов - глава предельно лояльной властям компании "ВИД". Последовали длительные переговоры мэра Москвы Юрия Лужкова с министром печати, в итоге у канала остались прежние хозяева, однако его новостные программы отныне приобрели скорее городской, чем федеральный характер. Были предприняты шаги и по огосударствлению ОРТ: 5 сентября опубликовано письмо Бориса Березовского, извещавшего, что "высокопоставленный чиновник администрации президента" потребовал от него отдать государству весь имеющийся у него пакет акций телеканала либо "последовать за Гусинским". Александр Волошин не отрицал, что делал такие "предложения", но утверждал, что "тюрьмой не грозил". Березовский отказался выполнить требования Волошина и объявил о намерении передать акции в управление совету, созданному из авторитетных журналистов.

(Фото: Руслан Ямалов)
Едва ли не самая грязная история разыгралась вокруг задержанного в Чечне корреспондента радио "Свобода" Андрея Бабицкого, которого поместили в фильтрационный лагерь, а затем увезли в неизвестном направлении (по официальной версии, не подтвердившейся в ходе журналистских расследований, его "обменяли на пленных российских солдат"), так что в течение без малого месяца ни семья, ни близкие не знали о его местонахождении. Затем журналист вдруг был отпущен на свободу, а в октябре осужден за "использование поддельных документов" и тут же амнистирован.
Государство пока скорее шантажирует, нежели репрессирует СМИ. Однако впереди новый, 2001 год.

(Фото: Руслан Ямалов)