Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Российская партийно-политическая система осенью 2000 г. - обзор


Год, прошедший после парламентских выборов 1999 г., дал немало поводов для сравнения нынешнего политического режима с так называемой «третьеиюньской монархией» (1910-1917 гг.): не зависимая от представительных органов исполнительная власть, фактически не ответственное перед парламентом правительство, наличие возможностей для формирования в Государственной Думе как «левого», так и «правого» большинства, и как следствие v появление у исполнительной власти нового пространства для маневра, и, наконец, множество обстоятельств, это пространство сужающих и практически сводящих на нет шансы на проведение последовательной политики. Отдавая в начале 2000 г. львиную долю руководящих постов в Думе коммунистам, администрация президента рассчитывала, что КПРФ вынуждена будет вести себя лояльно по отношению к исполнительной власти, выполняя ту роль, которая предписывалась ей кремлевскими стратегами. Депутаты-коммунисты поддержали исполнительную власть во многих начинаниях v прежде всего, касающихся укрепления «властной вертикали». Но маневрировать «влево», как правило, удавалось как нельзя легко, маневр же «вправо» доводился в лучшем случае до половины.

Проблема в том, что "центр" в нынешней Думе («Единство», «Народный депутат», ОВР и «Регионы России») по своей разнородной и чиновничьей, а не политической природе не способен к последовательной и осмысленной политике. В отсутствие каких бы то ни было идеологических установок его реальные интересы практически исключительно лежат в области лоббизма, поэтому с ним так легко удавался «маневр влево» (например, реставрация советского гимна), и так быстро стопорились попытки «маневра вправо» (введение частной собственности на землю или принятие рыночного Кодекса законов о труде). Чиновничий характер постсоветского парламента объясняет не только слабость депутатов перед лоббистскими соблазнами, но и их равнодушие ко всякого рода тонким материям вроде государственной символики страны.

Этот чиновничье-административный тренд в полной мере проявил себя на региональных выборах, прошедших в конце года: партийные структуры играли в них весьма незначительную роль, за исключением коммунистов, которые с успехом включились в административную обойму, уже не выглядят "оппозицией" и сумели еще более упрочить свои позиции в региональной власти. - Обо всем этом в обзоре главного редактора бюллетеня "Партинформ" Юрия Коргунюка "Политические партии страны осенью v в начале зимы 2000 г."