Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Французский связной

Юрий Гладильщиков


На прошлой неделе Unifrance приглашал европейских журналистов и прокатчиков в Париж - чтобы те узнали, что нового там происходит в кино, что смотреть, что покупать

В Америке есть киноассоциация MPAA, во Франции - Unifrance.

По влиянию они пока не сравнимы (американцы сильнее), но конкурентами считаться могут: в мире нет иных организаций, которые созданы для того, чтобы продвигать национальное кино за рубеж. Был "Совэкспортфильм" да сплыл, к тому же его представители часто сидели за границей с совсем иными целями.
Франция, разумеется, особенно бьется за Европу - и Россию, в частности. В декабре, когда в Москве проходил мини-фестиваль французского кино, автор этих строк участвовал в беседе с президентом Unifrance Даниэлем Тосканом дю Плантье (в прошлом продюсером картин Вайды, Жулавского и Тарковского) и, пожалуй, удивился, насколько трезвы его расчеты. Президент Unifrance вовсе не мечтает о том, чтобы французское кино побороло на российском рынке американское. Он осведомлен о том, что у нас мало знают новых французских звезд, появившихся позже Денев, Делона, Бельмондо, Ришара и Депардье. Но уверен, что у России гигантский прокатный потенциал и что надо заранее столбить участки, чтобы в прекрасном будущем контролировать свои законные пять процентов кинорынка.


Кадр из завораживающего триллера (он же черная комедия) Жана-Жака Бенекса "Смертельный переход". Ноги принадлежат герою Жана-Юга Англада. Перед ним - та самая девушка-вамп, которую во время сеанса психоанализа убил неизвестно кто (Фото: Unifrance)

Теперь, в Париже, Unifrance - уже третий год подряд - собрал около двухсот европейских прокатчиков и ста киножурналистов на спец-Rendez-vous. Русскому человеку было на нем вполне уютно. Опять-таки: никому из нас не рассказывали сказки о том, будто французское кино - лучшее в мире. Приехавшим просто предложили посмотреть новейшие (потенциальные) хиты и пообщаться с актерами и режиссерами. Дальнейшее - краткий дневник. Технологию работы французов с иностранцами он раскроет лучше, чем обычный репортаж.

12 января (19.20 по среднеевропейскому времени). Эксклюзивная премьера "Преступления в раю" Жана Беккера (некогда снявшего "Убийственное лето" с Аджани). На премьеру приводят знаменитую некрасотку французского кино Жозиану Баласко. Вопреки названию "Преступление в раю" не триллер, а французская комедь нравов. Тихий деревенский муж, которого достала пьяница жена (это и есть роль Баласко), взял ее - и грохнул. Радикализм фильма в том, что зал заставляют сочувствовать мужу. Деревенька тоже ему сочувствует и по выходе из тюрьмы встречает массовым праздником с детскими речовками - тем более что благодаря преступлению туда зачастили туристы. Фильм в целом выглядит, однако, глуповатым и не слишком смешным - не то что комедии с Ришаром. Знакомые прокатчики, судя по отдельным реакциям, не в восторге.

13 января (15.00). Тет-а-тет с Анн Броше (звезда таких известных картин, как "Сирано де Бержерак" и "Все утра мира". Скоро появится у нас на экране в фильме Клода Миллера "О женщинах и магии", где играет девушку, которая вновь обретает вкус к жизни благодаря соседке по больничной палате - загадочной старухе). Беседа, подробности которой сохраню до выхода картины, начинается вяло: актриса отбывает номер, стараясь ради Unifrance, но не имея ни малейшего желания тратить умственные усилия на идиота из России. Но, увидев, что тот кое-что знает - и даже фильмы Мильчо Манчевского, у которого она скоро изобразит проститутку с Дикого Запада в амбициозном проекте о судьбах XX века, заметно оживляется.

- Киновстречи в Париже проводятся ради того, чтобы французское кино нашло новые ниши в мировом прокате. Что бы вы посоветовали тем, кто будет прокатывать в России картину Миллера, учитывая, что она никак не голливудская?
- У меня нет вкуса к маркетингу... Но если бы мне лично сказали, что идет фильм, который учит милосердию, я бы пошла его смотреть. Но это, наверное, неубедительно.

В общем-то, Броше права. Ясно, что купившие картину постараются выпустить ее на видео, но прокатные перспективы туманны - даже несмотря на приз ФИПРЕССИ в прошлогоднем Берлине.

13 января (19.05 - перед вывозом всех и вся в модный арабский ресторан Tanjia и затем клуб топ-моделей Les bains). Премьера триллера "Любовь кусается" не знакомого мне Антуана де Конеса. "Очень ожидаемая картина, - говорит знаток местной моды. - Про то, как вампиры завоевывают Париж". Точно: завоевывают, кто-то за кем-то гоняется, и в роли вампирши - кто же еще? - роковая Азия Ардженто. Забавно глядеть в ночном Париже фильм про ночной Париж. Сними кто подобное про Москву, сказали бы "чернуха". Клубы садомазохистов etc. Типичное достоинство французского кино: фильм красив, каждый кадр выстроен. Типичный недостаток (особенно по сравнению с фильмами из Голливуда): сюжет маловнятен. Прокатчики начали просмотр с энтузиазмом, но завершили в печальной задумчивости.

14 января (15.30). Беседа с режиссером Седриком Клапишем (снимал фестивальное кино, номинировался на "Сезары", теперь сделал дорогостоящий фильм "Может быть", который выйдет и у нас. "Назад в будущее" перемешалось там с "Окном в Париж": молодой человек находит люк в потолке квартиры, через него вдруг попадает в грядущее, где Париж по крыши засыпан песком, и ощущает ответственность за судьбы своих, обнаружившихся в будущем, детей. В роли одного из сыновей - Жан-Поль Бельмондо, разгуливающий по экрану с длиннющими волосами).


Одной из главных звезд встречи был актер Даниэль Отой. Во-первых, "Вдова с острова Сен-Пьер" (показанная на прошлом московском кинофестивале) номинирована сейчас на престижный американский "Золотой глобус". Отой снялся в этом фильме вместе с Жюльетт Бинош (на фото) и Эмиром Кустурицей (Фото: Unifrance)

- Почему такое странное будущее? Мы привыкли видеть в фантастических лентах дома в сотни этажей и летающие автомобили, у вас же - песок и ослы-такси.
- Хотелось пойти вразрез с той футурологической линией, которую проводят СМИ и Голливуд. Они утверждают, что будущее - это технологический прогресс и комфорт по западному, точнее, американскому образцу. Но, путешествуя по свету, видишь, что "третьего мира" гораздо больше, чем Америки, а ослов и лошадей больше, чем Интернета. Вообще, будущее принято изображать либо утопическим, либо катастрофическим. Я же решил найти середину.

- Песок - символ нашествия на Францию Африки, Алжира, например?
- Такой смысл был, но я не хотел, чтобы он оказался на первом плане. Африка действительно влияет на Францию, и многие этого боятся, но я - нет. Влияние скорее благотворно. Архитектура Йемена и Судана интереснее той же американской, которая уже начинает устаревать.

- Можно ли сказать, что изменились ваши режиссерские ориентации? Прежде вы снимали фестивальное кино, теперь же хотите, чтобы оно одновременно было кассовым (условно говоря, путь Бессона)? Как, кстати, работалось с Бельмондо?
- С Бельмондо - легко: он делает то, что требует режиссер. Что до смены внутренних установок, то они вправду произошли. Французское кино зациклилось на реальности, мне же захотелось испробовать англосаксонский подход к творчеству, когда допускаешь и больше фантазий, и больше абстракции.

14 января (17.00). Вновь громчайшая премьера - триллер "Смертельный переход" давно не снимавшего Жана-Жака Бенекса (автора "Дивы", "Голубой бездны", "Луны в сточной канаве", считавшегося одним из трех ключевых режиссеров Франции конца 80-х наряду с Бессоном и Караксом). Жан-Юг Англад изображает психоаналитика, у которого прямо во время сеанса убили пациентку, этакую девушку-вамп. Кто убил (не он ли сам?), неведомо: психоаналитик во время сеанса погрузился в себя, очнулся - труп. Далее фильм в основном смешной (хотя и загадочный). Юмор - предельно черный. Кадр - в сто раз красивей, чем в "Любви", которая "кусается" (см. выше), и приятно завораживает. Подтекст анализировать не стану. Прокатчики на просмотре заволновались, но тут же заохали, что завлечь массовую публику на французский фильм, даже такой эффектный, все равно непросто. Впрочем, кто-то, кажется, решил рискнуть его купить.

14 января (19.30). Премьера "Шкафа" Франсиса Вебера - комедии, которой французы надеются в этом сезоне побить на собственном поле Голливуд. В веберовских "Невезучих" и "Папашах" работал дуэт Депардье - Ришар, теперь работает дуэт Депардье - Отой. Персонажа Даниэля Отоя (он в фильме главный) хотят выпереть с работы как скромнягу и лузера. Тогда он по совету приятеля объявляет себя гомосексуалистом, и тут же в глазах сослуживцев начинает выглядеть звездой (тем более что его фирма производит презервативы и боится предстать гомофобской). А персонаж Депардьег впрочем, рассказывать не буду - все закручивается действительно смешно. "Шкаф" и впрямь напоминает давние картины Вебера. Прокатчики расстроились, что гомосексуальными страстями на производстве нашу неполиткорректную страну не увлечешь. Но страсти тут особенно и ни при чем. Брать картину - да и катать.

15 января (11.30). Разговор с Даниэлем Отоем (один из главных актеров современного кино. Из последних ролей: "Девушка на мосту", "Вдова с острова Сен-Пьер", "Сад" (где он маркиз де Сад), а теперь и "Шкаф". Среди бывших жен - Эммануэль Беар, с которой он снимался в "Французской женщине", и Миу-Миу). Говорит, что никогда не мечтал сыграть де Сада, мало о нем знал, стал читать его письма и документы, обнаружил в характере и биографии массу темных пятен и попытался найти свою собственную правду. Говорит, что для него не важно, где сниматься - в комедии или триллере, поскольку он всегда пытается играть парней, которые борются с жизнью. Говорит (вдруг!), что в свое время вдохновлялся "Героем нашего времени", и почти без акцента произносит фамилию "Лермонтов". И мы на французов тоже влияем! Хочу спросить про идеальную партнершу (играл ведь не только с Беар, но и с Денев, Бинош, Паради и др.), но разговор сворачивают, поскольку Отой нарасхват.

16 января (00.55). По дороге на заключительный прием в модный (как утверждают знатоки Парижа) ресторан Ladure'e обсуждаем с коллегами проблему звезд. "Все-таки Англад и Отой, хотя актеры сто'ящие и для французского кино важны, настоящими звездами не являются". - "Это не так!" - "Так! Звезд-мужчин после Депардье во Франции нет. В какой-то мере только Жан Рено". - "Зато женщин полно!" - "Кто?" - "Аджани!" - "Аджани за сорок и давно не снимается" - "Тогда Жюльетт Бинош". - "Бинош - да". - "А Софи Марсо?"...

Однако же: на приеме - Серхи Лопес, Жан-Марк Барр, Дени Лаван, кто-то видел Шарлотту Ремплинг, Изабель Юппер и годаровскую Марушку Детмерс, я бегу искать (и нахожу у бара!) Софи Марсо, потом обнаруживаю Эммануэль Беар.
Ну, пусть не все они известны широкой публике - это не мешает им быть звездами.

Переглянувшись с Беар, пытаюсь на финальной дискотеке подобраться к Марсо, но рядом муж-Жулавский. Пролезая сквозь толпу, отдавливаю ногу (как углядишь?) Наташе Ренье из "Воображаемой жизни ангелов" и "Криминальных любовников".
Париж по-прежнему прекрасен. Кинозвезды во Франции есть. Смотреть французское кино будем.


Во-вторых, в Париже прошла премьера новой комедии Франсиса Вебера "Шкаф". Компанию Отою там составили Жерар Депардье, Тьерри Лермитт и Жан Рошфор (Фото: Unifrance)