Российская история последнего пятнадцатилетия как полномасштабная революция. К выходу книги Владимира Мау и Ирины Стародубровской "Великие революции: от Кромвеля до Путина"

В издательстве "Вагриус" выходит книга Ирины Стародубровской и Владимира Мау "Великие революции: от Кромвеля до Путина", посвященная анализу социально-экономических и политических процессов в России на протяжении последних 15 лет. В течение 1990х происходившие в стране процессы постоянно описывались в актуальном политическом языке термином "реформы" - понятием, предполагающим волевую цельную концепцию и движение к заданному результату. Именно это давало повод для тотальной критики этих "реформ": оказалось, что большинство социальных групп не довольны этими результатами и склонны видеть в них почти исключительно ошибки или злонамеренность "реформаторов". Сегодня только младшие школьники не скажут про ошибки Чубайса, Гайдара или Ельцина и не объяснят уверенно, кто в чем виноват.
Авторы выходящей книги предлагают радикально иной взгляд на события: описываемые различными политическими силами как "реформы" и их "результаты" события, в действительности, являли собой полномасштабную революцию, понимаемую не как захват почты, мостов и телеграфа, а как мучительный, многофазовый процесс замены "старого режима" новым. Причем в центре внимания находится понимание революции именно не как социально-политического, а как экономического явления. Статья В.Мау и И.Стародубровской, предлагаемая читателям "Полит.Ру" и вводящая в проблематику книги, так и называется - "Экономические проблемы революций".
В статье рассматриваются ключевые и типические этапы развития экономической революции, характерные как для великих революций прошлого, так и для российских преобразований последнего пятнадцатилетия. Сначала это бюджетный и финансовый кризис, нараставший на протяжении 1980х и обусловивший резкое ослабление государства, а затем и смену политического режима. Этот финансовый кризис и попытки преодоления его путем бумажно-денежной эмиссии привели к периоду высокой инфляции в 1992-1995, когда новое и слабое государство было еще не способно контролировать различные группы интересов. В период последовавшей затем финансовой стабилизации власть уже могла контролировать инфляцию и остановить рост цен, но еще не имела сил, чтобы отказаться от своих чрезмерных обязательств. Инфляционный кризис сменился бюджетным. Приватизация в условиях этого революционного процесса не являлась способом перехода собственности к эффективному собственнику, но перераспределением собственности, позволившим создавать коалиции в поддержку "нового режима" (антикоммунистическую и антиинфляционную коалицию). В конце 1990х по мере развития бюджетного кризиса акцент в приватизации был перенесен в фискальную область, что предопределило распад прежней коалиции и новый виток политической борьбы. Экономические проблемы революций