Original Material
Защита от ваххабита
Республики Северного Кавказа спасаются от зарубежной напасти
На Северном Кавказе усилены меры безопасности. На всех федеральных дорогах, проходящих через регион, ужесточен контроль при досмотрах автотранспорта, багаж и грузы проверяются с участием служебных собак. Взрывчатые вещества, по сведениям Интерфакса, пока не найдены, но уже задержаны десятки машин, находившихся в федеральном и международном розысках. Кабардино-Балкария на всякий случай ужесточает режим въезда в республику. «Пускай жалуются хоть в ООН, хоть в международный суд, -- сказал президент КБР Валерий Коков на воскресном совещании правоохранительных органов республики, -- но вся возня по поводу нарушения прав человека не стоит одной жизни жителя Кабардино-Балкарии».Кроме того, в связи с терактами в Ставропольском крае усиливается борьба с ваххабизмом. Полпред президента в Южном округе Виктор Казанцев даже провел в конце прошлой недели специальное совещание в Карачаево-Черкесии. Выбор места для совещания не случаен: во всех терактах последних лет замешаны ваххабиты из КЧР. Речь, в частности, идет о братьях Гочияевых, причастных к взрывам в Москве, а также о задержанном в связи с последними терактами жителе Карачаевска Хубиеве, в чьей машине нашли взрывчатку.
Ваххабизм начал распространятся по Кавказу в начале 90-х гг. Тогда, рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» представитель чеченской диаспоры, по региону разъехались эмиссары из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака и Египта. Имея неограниченные финансовые возможности, они предлагали строить мечети, исламские школы и вузы, оплачивать хаджи в Мекку, обучение за границей. По словам источника, сегодня последователи ваххабизма есть во всех республиках -- в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Истинных приверженцев ваххабизма, по мнению того же источника, на Кавказе немного. Это учение (по имени жившего в XVIII в. Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба) с его отрицанием святых, в том числе и пророка Мухаммеда, с проповедованием иджтихада (священная борьба против неверных, среди которых не только люди другой веры, но и «неправильные» мусульмане) вообще-то чуждо мусульманам Северного Кавказа. Мало того, это учение противоречит кавказским обычаям, так как отменяет почитание старших, говорит о необязательности похорон: покойника, считают ваххабиты, можно просто побелить известью или бросить в пустыне, чуть присыпав песком.
Однако к тому времени, когда стала ясна суть ваххабизма, большинство людей задолжали эмиссарам такие деньги, что уйти от них уже не могли. И теперь обязаны беспрекословно выполнять любые приказы командиров, поскольку внутри ваххабитских общин существует строжайшая дисциплина. Особенно распространился ваххабизм среди молодых, неприкаянных людей, главным образом, в горных районах Дагестана и Карачаево-Черкесии, где жизнь особенно бедна, а работы нет и в помине.
Лишь в Ингушетии удалось радикально разобраться с ваххабитами. Когда в 1997 г. на съезде ингушского народа муфтият поднял этот вопрос, руководители республики, как рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" один из членов тогдашнего правительства, принял быстрое, хотя и не совсем законное решение -- выселить всех эмиссаров за 48 часов. В КЧР же увлекательные бои за власть, длящиеся еще со времен бывшего президента Владимира Хубиева, потребовали мобилизации всех сил руководства, и до ваххабитов, похоже, не доходили руки. Между тем еще полтора года назад в Черкесске корреспонденту газеты «Время новостей» рассказывали о недавно прошедшем в КЧР всекавказском съезде ваххабитов. Тогда в республике, по данным местных наблюдателей, вполне официально жили около 750 ваххабитов. Сколько же их сегодня в Карачаево-Черкесии и по всему Северному Кавказу, не знает никто, тем более что их не так просто вычислить.