Иван Давыдов. Интерпол, выпуск 47. Тезисы к наступлению неинтересной эпохи
Праздничная специфика
Иван Давыдов
Дата публикации: 11 Мая 2001
Как правило, считается, что во время затяжных праздников первой декады мая в сети не происходит ничего интересного. Траффик падает (с чем не поспоришь, особенно учитывая стойкую привычку сограждан пользоваться Интернетом по преимуществу с казенных компьютеров), и, соответственно, производителям контента не для кого стараться, вопия в пустыне.
Однако, вопиют.
То есть в течение праздников происходит действительно меньшее количество событий, достойных упоминания. Но уж если происходят - значит и впрямь выдающиеся. Нужно иметь серьезные стимулы, чтобы терзать клавиатуру, в то время как вокруг кипит безудержное веселье, небо окрашивают праздничные фейерверки, по улицам совершенно свободно прогуливаются коммунисты и прочее население зоопарков, и кровь сограждан стремительно набирает сорокоградусную крепость.
Или же делается нечто такое, что только и можно сделать, пока все заняты делами более приятными.
Ниже следует описание двух праздничных публикаций. По какой из двух вышеуказанных причин они появились в праздничное, а не в иное какое время - остается только предполагать. Возможно также, что причин здесь более чем две.
Рассуждение о пользе предусмотрительной анонимности
"Грани.Ру" отпраздновали, например, девятое мая публикацией анонимной репортажной заметки с Красной площади, исполненной в тонах весьма импрессионистичных. В городе Санкт-Петербурге так пишут ресторанную критику, но здесь Москва. Справедливо предполагая, что большинству читателей контекст в общих чертах знаком, таинственный репортер с места в карьер переходит к впечатлениям и выводам.
Не откажем себе в удовольствии привести пространную цитату.
"И на Красной площади были все перемешаны: солдаты Великой Отечественной, оккупанты, изгнанные из Афганистана, и каратели Чечни. Торжествовал коммунистический принцип всеобщего равенства и всеобщей безответственности. Неважно, защищал ты свою страну или нападал на чужую, неважно, убивал ты оккупантов или граждан своего государства. Главное в том, что ты не задумываясь выполнял приказы своих командиров и их начальников" .
Это, как наверняка уже догадались наиболее проницательные читатели, "перед участниками парада на фоне слова "ЛЕНИН" материализовался собирательный со всех сусеков образ УМА, СОВЕСТИ и ЧЕСТИ наступающей эпохи" .
Тут можно было бы порассуждать, например, о том, гражданином какой страны является предусмотрительно анонимный автор, числящий в согражданах арабских наемников, но оставим резонерам. Есть более интересная тема.
Для кого и какая эпоха кончается?
Аноним ведь не дает ответа на вопрос, он лишь фиксирует собственное ощущение. Узнать по ушам этих варшавчиков затруднительно - единство стиля наблюдается потрясающее, и вместо лица - собирательный портрет либерального экономиста. Да и вообще, вопрос посложнее, чем многим кажется. Неоднократно упоминавшееся в сходных контекстах в течение последних лет полутора словечко "интеллигенция" становится чем дальше, тем менее осмысленным.
Запросто может оказаться, что именно размывание смысла указанного термина с последующим перемещением его из живого языка в труды историков и станет главным признаком смены эпох.
Почему?
Предположительно, ответ, например, такой: оказывается (именно оказывается, все происходит здесь и сейчас) что осмысленное содержательное противостояние власти более невозможно. Незачем. Пример - новое НТВ, новостные выпуски которого ничем принципиально не отличаются от того, к чему привыкли поклонники этого канала. Иезуитская тактика, сочетающая тягу к тотальному контролю с принципиальным (возможно, правда, временным) невмешательством в содержательные вопросы, ставит в тупик последовательных борцов со всеми и всяческими режимами. Цитированная выше статья тому свидетельство: автор не знает, на что наброситься. Поэтому критиковать начинает буквально все, что видит. Поскольку содержательной критики не может быть, это уже и не важно: можно любое сельское кладбище объявить тайным захоронением невинно убиенных. Не удивлюсь, если мы это скоро увидим. Вот только читатели подобного рода сочинений вымирают весьма стремительно, оставляя писателей не у дел.
Между прочим, посвященная тому же празднику колонка Панюшкина в "Газете.Ру" ничем не отличается от опуса граненого анонима. Просто Панюшкин талантливый, что является серьезным оправданием такого рода деятельности. Если не вообще единственным.
Примечания: упомянутое выше вымирание читателей не стоит понимать буквально. Они просто становятся другими и перестают интересоваться такого рода чтением. А перед кем надо оправдывать деятельность, упомянутую также выше, но чуть ниже, чем вымирание, я точно не знаю. Но есть такое подозрение, что перед кем-то надо. Желающие могут считать это утверждение началом тоталитарной паранойи.
Горсть земли на могилу компромата
Еще одно событие праздничных дней, которое нельзя обойти вниманием, - публикация "Стрингером" расшифровок телефонных переговоров приемной Волошина.
Английская газета "The Electronic Telegraph" уже сделала многомудрые из оной публикации выводы о сущности администрации Путина, естественно, не лестные. Но скажем себе честно: свидетельствуют они не о подлинном смысле публикации, а об отношении к России, формирующемся сейчас у наших добрых соседей, что само по себе проблема, и проблема серьезная, но обсуждается сейчас не она. Что касается западных публикаций и прочего - смотрите выше пассаж о сельских кладбищах. Ситуация совершенно аналогичная.
#28
- Приемная. Слушаю вас.
- Здравствуйте. Министерство иностранных дел Российской Федерации имеет честь вас побеспокоить.
- Да, слушаю вас.
- Вы знаете, какой вопрос... посоветоваться. Вот тут обратилось Иракское посольство к нам с просьбой предоставить список членов Госсовета, и в том числе, даже там членов Президиума. Кто курирует в Администрации Президента и где можем такой список взять, не посоветуете?
- Ну, может быть, у Абрамова, попробуйте. В приемную это я вам телефончик дала.
- Спасибо.
- Да, пожалуйста.
* * *
#5
- Приемная Волошина.- Здравствуйте. Это приемная Кузьмина беспокоит, Сбербанк России. Не подскажете, Андрей Ильич мог бы подъехать в субботу Александра Стальевича поздравить?
- Вы знаете, Александра Стальевича может не быть в субботу.
- Может не быть?
- Да, на работе. Потому что я пока не знаю, как у нас все будет в субботу организовано, поэтому вам лучше завтра где-нибудь к вечеру во второй половине дня позвонить и узнать поточнее.
- Чтоб прояснить: или в субботу, или в понедельник.
- Да. Как это все будет у нас организовано. А завтра будет известно точно.
- Ну, спасибо, спасибо. До свиданья.
- Угу. Хорошо
И так далее, и так далее, и так далее. Ну и что? Ну так, а о чем же говорят нам эти пресловутые расшифровки? Да ни о чем. Читать их просто неинтересно. И это - свидетельство тезиса, дополняющего сформулированный выше: власть неинтересна, потому что она работает. Разговоры небожителей с волошинскими секретаршами ничем не отличаются от аналогичных в офисе любой достаточно крупной компании. Поздравления с днем рождения (обычная вежливость бизнеса, принятая во всем мире: это за спиной можно при случае и киллера нанять, но в глаза - только нечто исключительно приятное), бесконечные договоренности о встречах, подтверждения договоренностей, отмены договоренностей. Ежедневная рутина, оставив которую типичный менеджер , ничем теперь, кроме занимаемого положения и сферы ответственности не отличающийся от того же Волошина, отправляется к любящей семье (ах, как много слов сделала двусмысленными уходящая эпоха), или там в клуб - виски с друзьями выпить.
Когда власть работает, она неинтересна.
Когда власть неинтересна, неинтересно и содержательное ей противостояние.
А единственная возможность для профессионалов противостояния держаться на плаву - постоянно привлекать внимание к собственным персонам и деяниям. Вывод из несложного силлогизма каждый в состоянии сделать сам.
Именно в этом смысле и наступил конец политической жизни в России, о котором столь проникновенно и талантливо рассказал нам Панюшкин.
Беда же профессиональных бойцов сопротивления в том, что на языке простых граждан неинтересная эпоха вполне может оказаться эпохой стабильности и роста благосостояния. И тогда - ...
Все это, разумеется, не исключает любых, в том числе и самых мрачных, прогнозов дальнейшего развития ситуации.
Но если ситуация не изменится как-нибудь совсем уж радикально, то англичане из "Электронного телеграфа" со своими предсказаниями очередной войны компроматов попали пальцем в небо: такой компромат годится разве в качестве заменителя снотворного.
Вечные ценности
Зато по-прежнему интересно рассматривать карикатуры. Особенно - талантливые. Особенно если большинство их касается прошлой еще, интересной, эпохи. Такие, например, как работы Елкина с " Полит.Ру ". Тем более, что у него как раз открылся персональный сайт .