Андрей Илларионов вновь излагает свой рецепт поддержания экономического роста и предлагает набор мер, способных предотвратить дальнейшее укрепление реального курса

В развернутом интервью "Коммерсанту" экономический советник президента Андрей Илларионов вновь развивает свои идеи, не раз высказанные им, в частности, и в "Полит.Ру". Ключевыми факторами, определяющими экономический рост, Илларионов считает размеры государственных изъятий из экономики (налоги), масштабы государственного регулирования и уровень реального валютного курса. Последний фактор - реальный валютный курс фактически определяет "средний уровень издержек на производство единицы национального продукта". Соответственно, его повышение означает увеличение издержек для отечественного производителя и - как результат - неконкурентоспособность его продукции. (Реальный валютный курс, напоминает Илларионов,- это отношение индексов номинального валютного курса и инфляции: если последняя опережает снижение номинального курса, как это происходит в России, то реальный валютный курс повышается.) Таким образом, снижение реального курса (или, по крайней мере, прекращение его роста) - важнейшее условие экономического роста. А для этого ЦБ необходимо прекратить наращивать резервы (что ЦБ, отметим, в настоящее время считает практически своей главной задачей и предметом исключительной гордости).
Для того чтобы стабилизировать реальный валютный курс и не допустить роста валютных резервов, необходимо скорректировать платежный баланс. Илларионов считает, что необходимо отказаться от всех форм заимствования за рубежом (в том числе от "дешевых" кредитов международных организаций, от евробондов и пр.), а с другой стороны - увеличить выплаты по внешнему долгу, осуществляя их с опережением графика. У правительства есть всего два пути в избавлении от "лишней" валюты: либо увеличивать профицит бюджета и пускать его на погашение долга, либо увеличить отток капитала из страны и даже стимулировать его экспорт, что, как отмечает советник, практикуется некоторыми странами-нефтеэкспортерами. Исходя из этой логики Илларионов с надеждой смотрит на 2003 г., когда российские долговые платежи достигнут пика: это будет способствовать экономическому росту, уверен он. Таким образом, увеличение профицита бюджета, создание стабилизационного фонда, либерализация валютного рынка, снижение таможенных импортных и повышение экспортных пошлин составляют тот набор мер, который Илларионов считает единственно верными для экспортной сырьевой экономики и которому не соглашаются следовать правительственные экономисты, уповающие на структурные реформы, "поддержанные" запасами сырьевых денег.