Original Material
Омское кругосветное плавание
Сибиряки выбрали самый, пожалуй, неудобный маршрут для кругосветки: они прошли по Иртышу до Обской губы, затем по Северному морскому пути, через Берингов пролив, мимо Алеутских островов, обогнули Южную Америку и дошли до Карибского моря. Далее их путь лежал через Атлантику, потом, пройдя Норвежское, Баренцево и Карское моря, они свернули в Обскую губу и по Оби и Иртышу дошли до Омска. Как утверждают сами участники плавания, они первые, кому удалось обогнуть земной шар по такому маршруту. Деньги на кругосветное плавание -- а его сметная стоимость 350 тыс. долларов -- ссудили местные власти и спонсоры.
Покидая родной омский причал, капитан «Сибири» был уверен, что ледового плена яхте удастся избежать, а шторм любой силы она выдержит. Опасение вызывали лишь пираты, возможность встречи с которыми не исключалась. На деле же все обернулось иначе. Пиратов не встретили, но, дойдя до моря Лаптевых, «Сибирь» оказалась в ледовом плену: возле Новосибирских островов приборы показывали сплошной лед на протяжении 200 км по курсу. Яхту постоянно затирало меж ледяных глыб, да так, что моряки временами подумывали, не запросить ли в помощь ледокол из Мурманска. Тем не менее Мыс Дежнева яхта прошла удачно, хотя льды здесь в конце августа так и не растаяли.
Пережила «Сибирь» и два шторма. Во время одного из них, возле острова Кадьяк, яхта совершила настоящее сальто-мортале, обернувшись вокруг своей оси на 360 градусов. Рулевого спасло только то, что он был привязан, остальные же в это время спали, и, слетев с коек, отделались легкими ссадинами и ушибами. За те несколько мгновений, что команда находилась вверх тормашками, а мачта поменялась местами с килем, сломалась спутниковая антенна, вышла из строя большая часть навигационного оборудования. Не подвел лишь силовой агрегат -- и в воде он продолжал работать. Наутро, когда шторм утих, моряки кое-как приладили сломанную мачту и в таком состоянии добрались до Кадьяка.
Путешествие не обошлось без курьезных ситуаций. По словам омского журналиста Алексея Декельбаума, выполнявшего на яхте функции матроса и летописца, на подходе к Португалии вышел из строя дизельный двигатель, поэтому в гавань Порту входили на простом «шлюпковом моторе». «Португальцы решили, что русские только так и совершают кругосветные путешествия», -- смеется г-н Декельбаум. Дизель помогли приобрести соотечественники, по разным причинам и в разное время осевшие в Португалии. Кстати, в разных точках земного шара русские эмигранты помогали оформить необходимые документы, помогали деньгами и съестными припасами.