Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Виктор Похмелкин. Зверя

Зверя - в клетку!
Виктор Похмелкин

Дата публикации: 16 Августа 2002

Д ля любого общества в современном мире характерно сочетание политики публичной и непубличной. Это нельзя считать безусловным злом или добром, таково закономерное развитие исторического процесса в мировой политике. При этом характерный процент публичного или непубличного, формального или неформального в политике зависит строго от того, насколько данное общество является демократичным, насколько развиты институты гражданского общества, насколько открытыми могут считаться его социальные структуры. Соответственно, чем меньше процент формального, тем сильнее развиты бюрократия и олигархический режим в государстве. В принципе сам факт бюрократии в современном обществе является проявлением квазидемократии, где доминируют не формальные политические связи, а теневая политика и локальный лоббизм. Побеждают не люди, которые честно участвуют в выборах, а те, которым гораздо проще достичь любого желательного результата путем интриг, сговора, подкупа. Такая система противостоит интересам общества, какими бы плюсами она не обладала.

Чтобы хоть как-то переломить ситуацию, в России необходимо провести ряд политических реформ. Первый шаг в этом направлении должен быть следующим. Президент должен отвечать за действия исполнительной власти. Фактически это означает, что функции президента должны быть тождественны функциям главы правительства. Давно уже не секрет, что администрация президента превратилась в своеобразный аналог теневого правительства, хотя по своему основному предназначению это не больше, чем аппарат. Именно там сходятся перекрестки влияния различных лоббистких групп. Такая теневая составляющая администрации президента абсолютно не нужна России. От этого в первую очередь страдает эффективность самой администрации президента. Администрация президента должна стать сугубо техническим органом, избавленным от гнета групповых интересов.

В качестве второго, не менее важного шага на пути структурных политических реформ нужно назвать усиление или даже придачу новой составляющей понятию "парламентский контроль". И судебная, и исполнительная ветви власти должны быть подотчетны парламентскому контролю. В западных демократиях такой контроль успешно и эффективно функционирует. В России же институт парламентского контроля и особенно - парламентского расследования существуют, увы, только de jure. Между тем у нас всегда найдутся депутаты, которые мужественно и целенаправленно сумеют пролить свет на то или иное обстоятельство в действиях исполнительной или иной ветви власти, которое обществу кажется сомнительным.

В США, к примеру, несмотря на достаточно высокий уровень бюрократизации, степень открытости общества гораздо сильнее. В Америке существует легальная демократическая оппозиция, которая пристально отслеживает любое действие президента США и его ближайших помощников. В США есть система очень жестких негласных правил, требующих от политика безоговорочного признания. Если, например, какой-либо американский политик усомнится в правомочности или необходимости института суда присяжных, его политическая карьера закончится в тот же момент. Хотя нельзя властные структуры США считать совершенно идеальными в отношении лоббизма, коррупции и т.д., но вместе с тем там существуют достаточно серьезные ограничения, нивелирующие тот вред, который получается от неформальной политики.

Я глубоко убежден, что с теневой политикой бессмысленно бороться обычными методами. То, что относится к естеству, к природе, нельзя искоренить. Такова общая закономерность развития сегодняшней политической культуры, и это следует понимать. Формы лоббизма необходимо узаконить и институализировать, отсекая наиболее одиозные и уродливые его проявления в нашем обществе. Это гораздо эффективнее, чем предоставлять дикорастущему лоббизму любые стартовые площадки: от Администрации президента России до кулуаров законодательных собраний субъектов Федерации. При этом "победить" лоббизм как таковой нельзя, но контролировать пути его развития можно. Нужно отдавать себе отчет в том, что мы имеем дело со зверем, которого нельзя приручить, но можно посадить в клетку.