Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Полубархатная революция: Илюмжинов не сумел снова взять власть в Калмыкии


Калмыцкий избирком обнародовал результаты первого тура выборов: 47.26% у Илюмжинова, 13.61% набрал Баатр Шонджиев, 12.76% - Николай Очиров. Во втором туре Илюмжинов встречается с Шонджиевым. Это сенсация: достоверных прогнозов на первый тур не было, но все же выходило, что Илюмжинов наберет от 50 до 60% голосов. Теперь все оппозиционные кандидаты объединятся вокруг Шонджиева, и Илюмжинова ждет борьба с полноценной, легальной, уверенной в своих силах оппозицией. Культ личности и власть Илюмжинова в Калмыкии основаны на представлении о его всесилии, и демонстрация слабости, какой стал сам факт второго тура, усугубляет его положение. Очевидно, что у антиилюмжиновского кандидата теперь есть все основания для победы. Тут важно только, готова ли сама оппозиция взять реальную власть в республике и наладить контроль над практикуемыми местной элитой хозяйственными схемами.

Подсчет голосов развивался драматично, и место лидера оппозиции Шонджиев (москвич, зампредседателя Банка высоких технологий) занял только к полудню, до того чуть уступая Очирову, гендиректору АО "Никойл-Калмыкия". Ранним утром у Илюмжинова было более 49% голосов, но затем его позиции неуклонно падали. Это значит, если считать всю процедуру достоверной, что в Элисте у Илюмжинова больше сторонников, чем в селах.

Теперь особенно интересна судьба главы МВД Калмыкии Тимофея Сасыкова, отстраненного от исполнения обязанностей, но так и не уволенного. По нашим данным, подготовленный Борисом Грызловым указ лежал на столе у Путина. В штабе Шонджиева (который признал, что пользуется поддержкой замглавы администрации Виктора Иванова) говорили перед первым туром, что Сасыков будет отправлен в отставку сразу после голосования. В том же штабе рассказывали, что отставке Сасыкова помешал поддерживающий Илюмжинова Волошин. На этой знакомой схеме противостояния двух кремлевских кланов и остановилась в итоге московская политическая пресса, а вслед за ней и истеблишмент. В том, что контуры интриги изначально таковы, сомнений почти нет. Но интересно, намерен ли и дальше Волошин поддерживать Илюмжинова v полностью дискредитированного политика, выстроившего на подведомственной территории тоталитарное криминальное государство с налаженными аппаратами контрабанды, цензуры и административного давления. А факт снятия Илюмжинова с выборов (такой сценарий явно обсуждался) на фоне скандала в Нижнем Новгороде и бунта избиркома в Красноярске перевел бы разговор о полном сворачивании избирательных процедур в самую практическую плоскость.

Дмитрий Орешкин, директор группы "Меркатор", в разговоре с нами выразил уверенность в том, что Кремль, контролируя подсчет голосов, ослабил Илюмжинова вторым туром, однако теперь намерен вручить ему победу: "Илюмжинову обломают крылья, объяснят, что без центра он выиграть не сможет, и потребуют огромное количество уступок в обмен на победу". По мнению Орешкина, у Москвы нет альтернативной команды, способной обеспечить стабильность в республике, а потеря контроля над офшорной, близкой к Чечне Калмыкией v недопустима; следовательно, у власти должен остаться Илюмжинов.

Действительно, трудно понять, как, имея 49% голосов, Илюмжинов не довел дело до победы, даже несмотря на десант контролеров из Центризбиркома. Тем не менее факт, что сегодняшняя илюмжиновская Калмыкия вообще вырвана из зоны российского влияния, и поражение Илюмжинова легче объяснить внутренней политической обстановкой в республике, нежели позицией Москвы. Дело не в Волошине и не в питерских. Фамилия Путин на этих выборах не звучит вовсе. В Калмыкии произошло не что иное, как крушение режима, если угодно - полубархатная революция, которая по определению является выражением народной воли. Теперь Кремль будет вынужден подстраиваться под спонтанную смену власти и, если считать правдой общий вектор борьбы с криминальными региональными режимами, поддержит оппозиционного кандидата.