Между наукой и политикой: Участь эксперта - Из жизни идей «Отечественные записки» на «Полит.ру»

Одной из фигур, появившихся на публичной политической сцене 90-х годов, стала фигура эксперта - ученого, вписанного в официальную науку, или противостоящего ей, чьи знания используются в защиту или критику того или иного политического решения. Причем, если в советскую эпоху доводами специализированного знания - истории, политологии, демографии и т.п. - оперировала лишь диссидентская среда, то в новое время эксперт оказался востребован властью.
По мнению декана факультета социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук Александра Филлипова, возникающая в этой ситуации благостная картина сопряжения публики, политической власти и многообразных отраслей специализации, прежде всего, науки - не соответствует реальности. И дело даже не в том, что подлинная жизнь науки вообще мало напоминает бескорыстный поиск истины. Откуда бы ни приходили эксперты, вступая в политику и выходя на публику, они переходят незримую, но весьма ощутимую границу. Эксперт как публичная или политическая фигура уже не принадлежит науке, где лишь та теория считается состоятельной, которую в принципе можно опровергнуть. Политики и публика от эксперта ждут авторитетного суждения, а не бесконечных разысканий истины, аргументов и контраргументов не для всестороннего освещения предмета, но для определения того, что следует делать. Вместе с тем эксперт не выносит политического решения и не несет той ответственности, которая может быть сопряжена только с политической властью. Он также не сам обеспечивает себе публику, но зависит от тех, кто подключает его к каналам более или менее массовой коммуникации. Ему важно привлечь внимание и обрести доверие тех, кто составляет публику, но еще важнее привлечь внимание и обрести доверие тех, кто его к публике выпускает.
Иными словами, эксперт - это не ученый и не политик. Экспертиза образует особый круг, особую систему со своими правилами игры и кодами. Именно экспертиза должна снять бремя неуверенности как с обычного человека, так и с политика, именно в руках экспертов, при всей их зависимости, сосредотачивается совершенно особая власть, именно они сообщают авторитет политике и науке. А потому экспертиза нуждается в выработке собственной формы существования, совмещающей научную доброкачественность, узкую профессиональную компетентность, публичную ответственность и, разумеется, саморефлексию.
Читайте статью Александра Филиппова «Участь эксперта» для журнала «Отечественные записки» в рубрике «Из жизни идей» на «Полит.ру».