Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Дмитрий Десятерик. Пресный лавр

П обедители Берлинале-53 объявлены; состязание за разнокалиберных Медведей завершилось. Нельзя сказать, чтоб объявленные главным жюри (председатель - Атом Эгоян ) результаты вызвали интенсивную реакцию, возмущенную либо восторженную. Но чувство недоумения у многих было.

И не более. Поскольку для сильных эмоций требуется соответствующий раздражитель, намного более мощный, нежели все - без исключения - картины нынешнего Берлинского конкурса. Проблема даже не в том, что не оправдали себя признанные мэтры, повелители кинематографа из старших поколений - Клод Шаброль , Чжан Имоу , Патрис Шеро . Просто не произошло ничего, что бы нарушило вялое течение фестиваля, как-то заострило его драматургию (если таковая вообще предполагалась), заставило судачить публику и прессу. Ни фильма-события, ни даже завалящего скандала. Пресный лозунг всего Берлинале - "В сторону терпимости" - в первую очередь и воплотился в самом подборе конкурсантов, вернее, в том терпении, с которым публика - и профессиональная, и обычная - проглатывала километры изображения, пораженного безнадежной энтропией.

Совершенно по-иному дела обстояли в номинации, традиционно находящейся на обочине крупных кинофорумов, - короткометражном конкурсе. Здесь участвовало множество отличных, остроумных работ, и определить фаворитов было сложно. Победил словенский "(А) Torsion". Стефану Арсениевичу дали Золотого медведя и приз Евроакадемии (2000 евро) за красивую, волнующую историю о том, как ансамбль хористов, под бомбежкой, помогает разродиться беременной корове. А малого Серебряного медведя разделили антитоталитарная драма "В отсутствии" (режиссер - Люсия Седрон, Аргентина) и, что особенно приятно, "Шел трамвай #9" - чудная пластилиновая анимация киевлянина Степана Коваля.

В полном метре интрига все-таки имелась. Пресса выдала наиболее высокие авансы " Часам " Стивена Долдри - профессионально сделанной, композиционно изобретательной кинодраме о жизни Вирджинии Вульф, с великолепной триадой в главных ролях - Джулианна Мур, Николь Кидман (в роли самой писательницы) и Мерил Стрип, плюс Эд Харрис в запоминающемся "втором плане". За насыщенность звездами картину полюбил и массовый зритель. Конкуренцию ей могла составить " Адаптация " Спайка Джоунзи - история про творческие и любовные метания сценариста предыдущего фильма Джоунзи " Быть Джоном Малковичем " - Чарли Кауфмана. На сей раз, впрочем, Каупфмана играл не сам писатель, но Николас Кейдж, которому заодно пришлось раздвоиться на рефлексирующего сценариста и его удачливого брата-близнеца. И наконец, многим понравился костюмированный колосс " Герой " - последняя картина Чжана Имоу, одного из лучших китайских режиссеров, перешедшего от утонченных психологических драм к кровопролитному эпосу.

Ситуация складывалась странная - за главный приз состязались два американских фильма и картина Имоу, также сделанная с расчетом на американскую аудиторию, с участием студии "Мирамакс" и уже, кстати, выдвинутая на "Оскара".

Однако решения жюри стали для большинства наблюдателей полной неожиданностью. Конечно, всем сестрам раздали по серьгам. Имоу получил компромиссный приз имени основателя Берлинале Альфреда Бауера - "за особую инновацию". Стоит вспомнить, что Имоу в свое время был обласкан именно в столице Германии - его дебют "Красный гаолян" получил Золотого медведя. Другого берлинского любимца, Патриса Шеро (позапрошлогоднее "золото" за " Интимность "), тоже не забыли, вручив Серебряного Медведя за режиссуру тягучей, местами попросту скучной мелодрамы " Его брат ". В параллель "Герою" отметили и другой китайский фильм, абсолютно противоположный и по интенциям, и по выполнению - остросоциальный "Слепой штрек". Ли Янгу, не многим более молодому, нежели Имоу, дали Серебряного Медведя за художественный вклад в качестве режиссера и сценариста.

А вот нынешний Золотой Медведь вкупе с Призом экуменического жюри и Премией мира в 5000 евро, учрежденной несколькими пацифистскими организациями, достался " В этом мире " британца Майкла Винтерботтома - одному из трех конкурсных фильмов, посвященных нелегальной миграции. Пресса, повторюсь, недоумевает. Однако, положа руку на сердце, придется признать, что более достойных кандидатов не имелось. Фильм Винтерботтома снят в подчеркнуто документальной манере, с непрофессиональными актерами, играющими самих себя. Скупыми, минимальными средствами на экране создается образ Азии, неведомый глазу европейца, - пыльной, нищей, одновременно - и многоцветной, и завораживающей. К художественным качествам прибавляется и моральное - картина пронизана действительным сочувствием к двум мальчишкам, пробирающимся сквозь весь континент за лучшей долей, вообще ко всем обездоленным, именуемым на языке статистики нелегалами. Такого внятного послания при безукоризненности формы не было ни в "Адаптации", обошедшейся Гран-при жюри (еще один Серебряный Медведь), ни в "Часах". Последним награду присудили удивительно точно - Серебряный Медведь лучшим актрисам - ансамблю Мерил Стрип, Николь Кидман и Джуланны Мур.

Серебряный Медведь лучшему актеру также уедет в Голливуд - его получил Сэм Рокуэлл за роль шоумена-убийцы в режисерском дебюте Джорджа Клуни " Признания опасного ума ".

Тема мигрантов крайне важна и для прессы; по крайней мере, приз ФИПРЕССИ дали немецким "Дальним огням" Ганса-Христиана Шмида - где, среди прочего, молодые московские актеры Иван Шведов и Сергей Фролов играют украинцев, пытающихся прорваться в Германию.

Не могли не отметить и еще один фильм хозяев - " Прощай, Ленин " Вольфганга Беккера - очень уж активно раскручивалась его премьера еще задолго до фестиваля, красно-белыми афишами до сих пор завешен весь Берлин. Так и произошло: милая ностальгическая комедия принесла режиссеру спецприз "Голубой ангел" за лучший европейский фильм и 25000 евро поощрения.

Наконец, стоит упомянуть, что Берлинале - чуть ли не единственный форум, на котором награждают кинокомпозиторов. Знаменитого минималиста Филиппа Гласса ("Часы") и Раймунда ван Сантена и Фердинанда Боланда (кичевый мюзикл "Да, сестра, нет, сестра") обошла троица чернокожих кобзарей, которых зовут Мажоли, Серж Фиори и Мамаду Диабат. Они озвучили сенегало-канадскую "Мадам Бруе", которую, честно говоря, лучше слушать, чем смотреть.

Таковы итоги. Кому-то они покажутся спорными. Но победителей не судят - особенно если цена победы была не слишком высокой.

Берлин