Проверять паспорта без причины теперь нельзя, но если очень хочется, то можно

Московская милиция объявила, что проверять документы у всех подряд больше не будет. Начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин сообщил на встрече с депутатами городской думы, что он подписал соответствующий приказ. Правда, по словам самого генерала, это касается только части милиции: сотрудников патрульно-постовой, дорожно-постовой служб и управления вневедомственной охраны. При этом паспортный контроль участковыми, паспортно-визовой службой и экологической милицией будет усилен. Контролировать выполнение приказа будут, по словам генерала, командиры подразделений, сотрудники управления собственной безопасности и инспекции по личному составу. Гражданам порекомендовали сообщать о нарушениях этого приказа по давно известному телефону v «02». За нарушение ведомственного приказа руководство ГУВД обещает привлекать провинившихся сотрудников к дисциплинарной ответственности.
Приказ призван поднять имидж Москвы, московской милиции, да и России в целом. Правда, заместитель директора Московского представительства Human Rights Watch Александр Петров считает, что принятые меры могут привести к усилению злоупотреблений со стороны участковых и других милиционеров, уполномоченных усилить проверки. Другое дело, что речь в приказе идет только о проверках беспричинных. Похоже, все «обиженные» приказом милиционеры, тем не менее, смогут проверять документы в случае, если их владельца в чем-то подозревают. Например, в ГУВД «Полит.ру» сообщили, что сходство с фотороботом является достаточным основанием для проверки паспорта. Так что форма носа и цвет глаз по-прежнему может являться уважительной причиной для проверки личности.
Интересно, что начальник отдела ГУВД по взаимодействию с электронными СМИ Гильдеев сообщил «Полит.ру», что приказ этот не видел и не знает, кто имеет право на проверку, а кто нет. Вряд ли рядовые милиционеры, подрабатывающие паспортным контролем, более осведомлены, чем начальник отдела ГУВД.
Вообще-то, сотрудники МВД часто подменяют на рабочем месте своих коллег; так, областные милиционеры ездят в Москву на заработки проверять документы. Теперь же у милиционера неуполномоченного появится искушение прикинуться уполномоченным, тем более что форма у них похожа.
Может, приказ вызван желанием разделить финансовые потоки от населения, чтобы зарабатывающие на нарушении правил дорожного движения не отбирали хлеб у своих коллег? В любом случае, всем теперь невредно научиться различать нашивки.