Original Material
Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ-ИНФО N 31 (478) 2003 г.

информацию представляет Анна Петрова
В этом выпуске: <«I>«Жалость и сострадание» <«I>Финансовые раны затягиваются? <«I>О чудесах народной памяти <«I>Вклады возвращаются в банки <«I>О ГКЧП=v=12 лет спустя <«I>Цели и задачи ГКЧП <«I>Если бы ГКЧП удалось взять власть:
ТЕРАКТЫ
«Жалость и сострадание»
Первого августа в Северной Осетии, в городе Моздоке был совершен теракт=v=взорван военный госпиталь. Об этом событии знают или что-то слышали 90% россиян. Респондентов попросили описать чувства и мысли, возникшие у=них, когда они узнали о взрыве госпиталя в Моздоке.
Конечно, основное чувство=v=сопереживание, сочувствие жертвам теракта (49%). Респонденты испытали различной силы эмоциональные потрясения=v=от «жалости и сострадания» до «шока» («эмоциональное потрясение»; «поднялась температура до 38 градусов»; «плакала»; «печаль, скорбь по погибшим»; «огорчение»).
Другие говорили, что весть о теракте вызвала у них «возмущение, гнев» (14%), ненависть к террористам (5%), а 2% опрошенных высказывались за геноцид в отношении всего чеченского народа «злость на чеченцев» («всех чеченцев=v=на Колыму»; «залить бетоном Чечню или поставить забор, как в Израиле»).
Новый теракт в Моздоке вызвал страх и тревогу у 10% опрошенных («ужас»; «мурашки по коже, страх»; «никто не защищен от теракта»).
Гнев 9% опрошенных был направлен против тех, кто должен предотвращать теракты, устранять их причины. В халатности обвиняются не только правоохранительные органы, но и правительство, власть в целом и армия («спецслужбы не работают»; «возмущена бездействием властей»; «злость на наше правительство»; «безалаберность военных»).
Чувство отчаяния, безысходности, бессилия ощутили при известии о теракте 1% респондентов.
Заявили, что не испытывают никаких эмоций по поводу случившегося, 3% участников опроса.
В целом же 76% опрошенных утверждают, что, по их мнению, к сообщениям о терактах привыкнуть невозможно. Впрочем, 19% уверены в обратном.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 9 августа 2003 года. 1500 респондентов.
ДЕФОЛТ
Финансовые раны затягиваются?
В 1998 году, 17 августа, в России разразился финансовый кризис, правительство объявило дефолт. Многие банки «заморозили» вклады населения или вовсе не смогли вернуть деньги своим клиентам.
Год спустя, в августе 1999 года, 78% наших сограждан заявляли, что они не просто пострадали от дефолта, но пострадали «сильно». Лишь 7% сказали, что их лично кризис не затронул.
Сегодня же, когда с момента объявления дефолта прошло пять лет, его последствия оцениваются гораздо спокойнее. Уже около трети россиян (30%) говорят, что они лично от дефолта не пострадали, а доля оценивающих ущерб как «сильный» сократилась почти вдвое: с 78% до 41% (данные в % от=числа опрошенных):
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 14 августа 1999, 9 августа 2003 года. По 1500 респондентов.
ДЕФОЛТ
О чудесах народной памяти
После финансового кризиса 1998 года респондентам несколько раз
задавали вопрос: «КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, БЫЛ ГЛАВНЫМ ВИНОВНИКОМ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 1998 ГОДА?» При этом давался список, включающий 11 возможных «виновников», из которого можно было выбрать не=более трех позиций. Приведем полученные результаты (данные в % от числа опрошенных):
Если сразу после случившегося рядовые граждане возлагали основную ответственность за финансовый кризис на президента страны Б.Ельцина, на=правительство В.Черномырдина и на Государственную думу, то год спустя восприятие ситуации несколько изменилось. В числе «виновников» по-прежнему называли Б.Ельцина и В.Черномырдина, но теперь ответственность с ними разделяли правительство С.Кириенко, объявившее дефолт, и=Центральный банк РФ.
Сегодня же, вспоминая события пятилетней давности, респонденты по-прежнему возлагают основную ответственность на бывшего тогда президентом страны Б.Ельцина и, неожиданным образом, на правительство Е.Гайдара, который к моменту дефолта уже почти шесть лет правительство не возглавлял! Впрочем, сегодня уже треть респондентов (30%) затрудняются назвать главных виновников финансового кризиса 1998 года.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 29 августа 1998, 14 августа 1999, 9 августа 2003 года. По 1500 респондентов.
ДЕФОЛТ
Вклады возвращаются в банки
Респондентов спросили: «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ В РОССИИ ДО КОНЦА ЭТОГО ГОДА РАЗРАЗИЛСЯ ТАКОЙ ЖЕ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС, КАК В АВГУСТЕ 1998 ГОДА?» И хотя по-прежнему россияне чаще отвечают, что повторение дефолта возможно, чем утверждают обратное, доля уверенных в том, что в ближайшее время финансовый кризис России не грозит, со времени последнего опроса увеличилась более чем в два раза (данные в % от числа опрошенных):
Косвенным подтверждением растущей веры в финансовую стабильность является тот факт, что увеличивается, хоть и незначительно, доля респондентов, которые делают вклады в различные банки (данные в % от числа опрошенных):
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 5 сентября 1998, 14 августа 1999, 9 августа 2003 года. По 1500 респондентов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ
О ГКЧП=v=12 лет спустя
«ЧТО ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО «ГКЧП»?»=v=такой вопрос был задан респондентам накануне 12-летней годовщины создания Государственного комитета по чрезвычайному положению.
На этот вопрос ответил каждый второй участник опроса. Следует отметить, что только 3% респондентов говорили об одобрении действий ГКЧП, сожалели о провале путча («путчисты действительно были патриотами»; «упущенный шанс сохранить Советский Союз»; «жаль, что они не победили»; «молодцы они»).
Суждения 35% опрошенных можно охарактеризовать как нейтральные=v=это перечисление ассоциаций, связанных с ГКЧП и событиями, происходившими 19-21 августа 1991 года («августовский путч»; «государственный переворот»; «конец СССР»; «кого-то убили, застрелили»; «Белый дом, баррикады»; «ввод в=Москву танков»; «замолчало радио, телевидение, траурный день настал как бы=v=музыку передавали»; «Лебединое озеро»; «1991 год, август=v=мы все слушали радио»; «исторический факт»; «прошлое нашей страны»; «было при Горбачеве»; «Ельцин на танке»; «КГБ»).
Говорили о своих чувствах=v=страхах и переживаниях=v=8% опрошенных («боялись выйти на улицу»; «смятение, неизвестность за страну»; «ужас»; «мрачное предчувствие»; «трагедия»).
Резко негативные оценки ГКЧП и всему происходившему дали 5% участников опроса («полный бред»; «глупость, непонятная игра»; «абсурд»; «клоунада какая-то»; «дрожащие руки председателя»; «шайка мошенников»; «жулики»).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 9 августа 2003 года. 1500 респондентов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ
Цели и задачи ГКЧП
На вопрос: «КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, К ЧЕМУ СТРЕМИЛИСЬ, ЧЕГО ДОБИВАЛИСЬ РУКОВОДИТЕЛИ ГКЧП?» ответили 55% респондентов, остальные (45%) затруднились дать ответ.
Наиболее распространенная и очевидная версия: целью ГКЧП был захват власти, а для этого они хотели «свергнуть Горбачева» и «не допустить Ельцина к власти» (29%). 18% высказывают мысль, что члены ГКЧП хотели изменить политическое устройство общества: «сохранить Советский Союз», «вернуть обратно прежний, социалистический строй», а для этого «установить военную диктатуру».
7% респондентов полагают, что путчисты стремились к благородной цели - «предотвратить страну от краха, развала», «улучшить жизнь народа».
Некоторые (4%) полагают, что члены ГКЧП «преследовали свои сугубо личные интересы»: «добивались кремлевской кормушки» или надеялись «легализовать свои доходы».
1% опрошенных думают, что члены ГКЧП сознательно стремились «загубить Россию», развалить страну и «замучить народ».
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 9 августа 2003 года. 1500 респондентов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ
Если бы ГКЧП удалось взять власть:
Респондентов спросили, лучше или хуже было бы для нашей страны, если бы руководители ГКЧП смогли в августе 1991 года взять и удержать власть. Понятно, что людям трудно оценить вероятные последствия так и не состоявшегося далекого события=v=с каждым годом число затрудняющихся ответить на этот вопрос растет (данные в % от числа опрошенных):
Тем не менее, чаще высказывается мнение, что победа ГКЧП принесла бы негативные результаты. Отвечая на открытый вопрос о=том, к каким именно последствиям это могло бы привести, респонденты чаще всего говорят, что победа ГКЧП неминуемо повлекла бы за собой «военные действия», «кровавую гражданскую войну», страна превратилась бы в=«большой концлагерь», путчисты устроили бы «сталинский террор». Пострадала бы и экономика=v=страна пришла бы «к длительному застою», «к голоду», «к=кризису»,
и, в итоге,=v=«к катастрофе». ГКЧП-исты «повергли бы страну в хаос», «это была бы огромная трагедия для людей» (17%)
Те, кто считает, что победа ГКЧП привела бы к положительным последствиям, полагают, что она позволила бы «консервировать социалистический строй», «безработицы не было бы, наркомании, пьяниц», осталось бы бесплатным «здравоохранение, обучение в школах, вузах, техникумах», не случились бы перемены, «губительные для народа», «в стране было бы спокойнее, не было бы гражданской войны, не было бы Чечни» (13%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 9 августа 2003 года. 1500 респондентов.