Дата
Автор
Лев БРУНИ
Сохранённая копия
Original Material

Десять лет без советской власти

12 декабря 1993 была принята Конституция России

Накануне исполняющегося завтра десятилетия российской Конституции Основной закон получил поддержку как от первого президента (что неудивительно), так и от президента действующего (что существенно). Это тем не менее не прекратило разговоров о возможности-невозможности, необходимости или опасности конституционных изменений.

Понятно, что когда в Думе собрано необходимое техническое большинство, тема эта не могла не возникнуть, и в этой связи представляется любопытным замечание одного из главных отцов Основного закона Сергея Шахрая о том, что в Конституции помимо очевидных заложены еще и скрытые механизмы защиты. Хотя в нашей стране, конечно, «если чего решат, то выпьют обязательно», и тогда никакие механизмы не спасут. И все-таки.

Небезынтересно, что десять лет назад, когда Конституция выносилось на быстротечное обсуждение и скорое голосование, чуть ли не главным упреком в ее адрес было то, что скроена она под конкретного Бориса Николаевича Ельцина. Сегодня оказывается, что и не менее конкретному Владимиру Владимировичу Путину живется с ней совсем неплохо. Послужившая ей примером конституция Пятой французской республики, скроенная в 1958 году лично под Де Голля, мирно сосуществует, между прочим, уже с пятым президентом.

Наверное, нет смысла сразу предрекать столь же долгое существование и нашей юбилярше, но можно и нужно согласиться со словами Владимира Путина о том, что «Конституция, став основой стабильности в обществе, не исчерпала своего позитивного потенциала».

Кроме того, можно и нужно напомнить, что скроена она была не только и столько под Бориса Ельцина, сколько против советской власти, кончину который мы также отмечаем в эти дни. Ведь именно последний съезд народных депутатов РСФСР стал апофеозом этой самой власти, постановив, что он может принимать к рассмотрению любые вопросы, то есть бесконечно менять по собственному усмотрению правила игры.

Собственно говоря, ничего криминального в конституционных изменениях нет. Важна защита Основного закона от действующей власти, дабы она -- действующая власть -- не подвергалась соблазну менять ее для собственной выгоды. Такие сдерживающие механизмы предусмотрены во многих странах. Например, в Швеции можно поменять конституцию парламентским решением. Вернее, двумя парламентскими решениями. Только между двумя этими решениями в обязательном порядке должны быть проведены выборы.

Лев БРУНИ