Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Максим Момот. Есть у революции начало...

Есть у революции начало...
Максим Момот

Дата публикации: 11 Марта 2004

87 лет назад всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание. Вскоре было сформировано Временное правительство, задачи которого, от урегулирования аграрного вопроса до восстановления дисциплины в армии, Россия не может решить до сих пор.

Не начнись Первая мировая война , утверждают историки, судьба России была бы иной √ кошмар двух революций и внутренней междоусобицы миновали бы нашу страну, установление тоталитарной диктатуры также было бы невозможным.

Однако в такой постановке вопроса велика доля лукавства. В действительности революция стала возможной лишь благодаря ослаблению государственной власти и резкому усилению недовольства. Глубинные причины социальных движений не нужно смешивать с внешними событиями, которые помогают назревшему недовольству вырваться наружу.

Ликвидация монархии не была следствием плохого снабжения столицы хлебом, ведь гораздо большие тяготы вовсе не привели к свержению советской власти, например, во время Второй мировой войны. Суть проблемы состояла в утрате царским правительством легитимности в глазах как высших, так и низших слоев общества.

В Февральскую революцию все как-то подозрительно быстро поверили. От командующих фронтов стали приходить письма, в которых высший генералитет высказывал свои мнения относительно судьбы монархии. С удивительным единодушием генералы просили Николая II отречься. Разнообразные по форме и содержанию реверансы в сторону монарха заканчивались неизменным ╚отрекитесь, ради Бога╩. С этим явно контрастируют бесконечные мытарства генерала Власова , вынужденного более заниматься разработкой покроя собственной генеральской формы, чем реальной политикой.

В дни самых позорных поражений 1941-го, когда судьба страны была неизвестна, судьба советского правительства казалась предельно ясной √ оно все равно останется у власти, сколь бы бездарно ни была организована оборона государства. В чем дело? Только ли в тотальном контроле над обществом, которого добились большевики?

Не только. Коммунисты задолго до начала войны сумели предложить обществу собственную модель решения социально-экономических проблем, свой вариант модернизации. Нельзя не признать, что восстановление и развитие промышленности, грандиозный и беспрецедентный по своим масштабам проект реконструкции экономики России производил впечатление на советских граждан. Правительство действительно пыталось решить стоявшие перед страной задачи.

Этого отнюдь нельзя сказать о царских министрах. Столыпинская аграрная реформа , к примеру, окончилась ничем. "Крепкого собственника" нельзя было создать в условиях аграрного перенаселения и земельного голода, характерного для тогдашней России. Решение проблемы было возможным лишь через частичное перераспределение помещичьих земель в пользу новых собственников. Но подобная мера была немыслима в стране с фактически феодальным политическим режимом, открыто провозглашавшим своей опорой титулованную землевладельческую знать.

Архаичность аграрного сектора, в котором было занято почти все трудоспособное население страны, в свою очередь, не позволяла мобилизовать достаточно ресурсов для проведения индустриализации. Приходилось занимать за рубежом. Именно финансовая зависимость от стран Антанты , по большей части от Франции, была одной из причин втягивания России в Первую мировую войну. Так замыкается круг.

Конечно, 12 марта, а не 7 ноября должно быть государственным праздником в современной России, если революцию вообще можно считать праздником. Политика нынешнего российского правительства в целом продолжает линию Гучкова и Милюкова, но отнюдь не Ленина и Троцкого. Примечательно, что и опасность новый кабинет подстерегает та же √ можно просто не успеть с необходимыми мерами, окончательно утратив легитимность в глазах населения. Тогда приход к власти радикалов, делающих ставку на действия, а не на размышления, вновь становится вполне реальным.

Как и в 1917 году, страна стремительно деградирует. Пришедшие в начале 1990-х реформаторы с задачей восстановления экономики и формированием цивилизованной политической системы не справились. Правда, на этот раз февраль затянулся. Вот уже десять лет общество находится в состоянии невесомости, которое возникает, когда самолет резко теряет высоту. Терпения не хватает, караул устал┘