Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

КУРЕНИЕ СТАНЕТ ОПАСНЫМ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ, НО И ДЛЯ КОШЕЛЬКА

ФИНАНСЫ

По Москве, да и по другим крупным городам ползут мрачные слухи — грядет подорожание табака. Более того, некоторые продавцы табачных ларьков «стимулируют» оптовых покупателей рассказами, что некоторых видов сигарет просто не станет. Слухи,...

По Москве, да и по другим крупным городам ползут мрачные слухи — грядет подорожание табака. Более того, некоторые продавцы табачных ларьков «стимулируют» оптовых покупателей рассказами, что некоторых видов сигарет просто не станет. Слухи, как оказалось, имеют под собой весьма солидное основание: говорят, власти намерены изменить и резко повысить налоги на табак.

Непосвященному в тонкости табачного рынка обывателю сложно понять смысл разгоревшегося недавно скандала вокруг табачных акцизов. Ему абсолютно все равно, по какой ставке платят прозводители табака свои налоги. Зато ему очень понятны и неприятны такие слова, как подорожание и дефицит. Однако понятия эти взаимосвязаны.

Попытаемся объяснить секреты табачной экономики. Существуют две установленные системы акцизных сборов: адвалорная и специфическая. По первой налог берут от стоимости произведенной продукции, по второй — фиксированный налог с определенного количества продукции, в данном случае с тысячи сигарет. В России сейчас действует комбинированная система, когда есть фиксированный налог, а остальная сумма акциза добирается за счет гибкой системы, где главной составляющей является цена продукта. Таким образом, нынешняя система худо-бедно позволяет существовать небольшим табачным компаниям, выпускающим дешевые сигареты, которые курит более половины населения России.

Однако вот уже с месяц звучат предложения оставить только специфическую систему. Впервые их озвучил аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, который заявил, что из-за смешанной системы акциза государство потеряло 2 миллиарда налоговых сборов. Правда, эти цифры не подтвердили профильные министерства, однако ряд чиновников и некоторые представители Совета Федерации поддержали аудитора. Поддержала его и компания Philip Morris, имеющая сильные позиции в сегменте дорогих сигарет. Более того, швейцарский руководитель этой компании предложил повысить ставку акциза почти на 40 процентов. Вот тут-то и пошел слух о скором подорожании табака и исчезновении дешевых сигарет как класса. Экономическая подоплека проста: уже сейчас доля акциза составляет 40 процентов цены дешевых сигарет, в то время как в дорогих — всего 4—5 процентов. Понятно, что предлагаемое изменение акциза фактически делает бессмысленным производство дешевых сигарет. Об этом и говорят российские табачники, в частности депутат Государственной Думы, а в недавнем прошлом генеральный директор ростовской фабрики «Донтабак» Иван Саввиди утверждает, что при переходе на специфическую систему «Донтабаку» придется либо резко повышать цены, либо просто закрывать предприятие.

Не касается это только нескольких транснациональных корпораций: для тех, кто выпускает сигареты по 30—40 рублей за пачку, повышение акциза лишь слегка снизит прибыль, а вот для тех, кто выпускает сигареты по 3—5 рублей за пачку — это катастрофа. Они и сейчас отнюдь не процветают. Ну а вслед за производителями неприятности, очевидно, настигнут и потребителей.

В прошлом году впервые была замечена тенденция. Люди, имеющие низкие доходы и потреблявшие дешевые сигареты и папиросы — «Приму», «Беломор» и т. д. — начинают покупать более дорогую продукцию с фильтром. Те, кто имеет средние доходы, переходит на сигареты высшего класса. Таким образом, меняется структура потребления. При резком скачке цен — прогноз в 25 процентов еще считается оптимистичным, естественно, все курильщики вернутся в свои изначальные ценовые категории.

Есть и еще одна сторона проблемы. В случае принятия специфической системы часть доходов табачников уйдет из-под контроля государства. Наглядно это продемонстрировала Украина, введя в свое время специфическую систему. Доля нелегальной продукции мгновенно возросла до 30 процентов от всего рынка табачной продукции.

Единственный, кто выиграет от такой налоговой «перестройки», — те самые несколько международных табачных гигантов и в первую очередь Philip Morris, стремящаяся к монополизации российского рынка.

Между тем действующая система по результатам ее работы с 1 марта 2003 года по 1 марта 2004 года дала в бюджет 19,8 млрд рублей, что практически соответствует не скорректированному бюджетному заданию. Стоит надеяться, что все последствия просчитают и в правительстве, где, по слухам, вскоре должны обсуждать табачную проблему.