КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СВЕРНУЛОСЬ
ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
— В Манеже в числе 250 работ 91 участника выставки «Итоги сезона» сгорели два моих эскиза к балету «Светлый ручей», которые Большой театр планировал приобрести в коллекцию своего музея. Это ощутимая потеря: работы многодельные, для их...
— В Манеже в числе 250 работ 91 участника выставки «Итоги сезона» сгорели два моих эскиза к балету «Светлый ручей», которые Большой театр планировал приобрести в коллекцию своего музея. Это ощутимая потеря: работы многодельные, для их восстановления потребуется немало времени. Конечно, пожар — роковая случайность, но от этого жаль не меньше, ведь художник относится к работам, как мать к своим детям.
Я участвую в «Итогах сезона» каждый год, со дня основания в 1965 году. Эту хорошую, популярную выставку правильнее называть не статусным проектом, а совместным смотром работ, который для профессионалов был возможностью отчитаться за год, а для молодежи — заявить о себе.
На мой взгляд, не стоит заявлять о замалчивании проблем погоревших художников со стороны городских властей или СМИ, ведь гибель шедевра русской архитектуры все равно важнее, чем наша потеря. С другой стороны, нельзя не выразить сожаление, что власти предержащие, кажется, не особенно взволнованы именно исчезновением крупнейшей выставочной площадки, что люди готовы так легко расстаться с вещами, не связанными с их личным бизнесом, с прямой материальной ценностью. Выставки, проходящие в Манеже, нередко становились гвоздем сезона.
Теперь, когда надо всеми нами нависла угроза потерять то, что мы имели, хочется почувствовать, что у кого-то есть понимание значимости Манежа как художественного пространства.
Пусть строят гаражи под землей, пусть торгуют автомобилями и драгоценностями на коммерческих салонах (такова плата за выживание выставочного зала) — но ведь не все превратилось в бизнес. Манеж был ежегодной площадкой «Золотого Дедала», «Арт-Манежа», там проходили огромные персональные выставки. На выставке художников Большого театра задники декораций размером 14х25 метров могли уместиться только в колоссальных пространствах Манежа.
Эту проблему не то чтобы замалчивают — скорее недоформулируют. Среди «погорельцев» много известных имен, но никто не заявляет об утраченном. Сегодня положение наших художников совершенно бесправное, система тревожных «сигнальных звонков» отсутствует, а за много лет своей работы я ни разу не слышал, чтобы кто-то попытался застраховать свои произведения в пределах страны.
Пожару дважды не бывать, но хочется верить, что московские власти пойдут навстречу пострадавшим, — не верю, что финансово, так хотя бы в смысле помощи художникам. Потребность и желание ежегодно выставляться остались, и, пока идет реконструкция, могли бы предоставить «Итогам сезона» Малый Манеж, попробуем уместиться.