Евгений Коган. Польская суперпродукция
Евгений Коган
Дата публикации: 23 Апреля 2004
П ольская кинематография для России (читай - Советского Союза) всегда была важнее многих. Польша, хоть и социалистическая, считалась западной страной, а польское кино заслуженно казалось более свободным. Соответственно, картины, снятые в Польше и дошедшие до советского экрана, воспринимались как глоток свободы, как бы пафосно это ни звучало. Поэтому сейчас больно наблюдать за тем, как деградирует когда-то великая польская кинематография.
Хотя, в принципе, о деградации как таковой рассуждать сложно - последние годы совсем немного фильмов из Польши доходит до российского экрана. Ежегодные Недели польского кино, проходящие в Санкт-Петербурге уже тринадцать лет подряд, более или менее позволяют получить представление о кино соседей. Вернее, о том кино, которое, по заверению организаторов, пользуется в Польше популярностью. Неделя, только что закончившаяся, была показательна не только потому, что в ее рамках демонстрировались фильмы, ставшие кассовыми хитами польского проката, но еще и потому, что три из шести фильмов были сняты классиками. Так вот, именно эти фильмы заставляют любого российского киномана со стажем горько вздохнуть о давно прошедших годах расцвета польской кинематографии.
Вот, например, живой классик Анджей Вайда , чей последний фильм " Месть " собрал в Польше два миллиона зрителей. Картина снята по комедии одного из самых известных польских драматургов первой половины XIX века Александра Фредро. И именно литературный первоисточник, видимо, объясняет популярность картины на родине. "Месть" Фредро в Польше сродни "Евгению Онегину" или "Горю от ума" в России. Текст давно растащен на цитаты, его проходят в обязательной школьной программе, он не просто выучен наизусть - они буквально сидит в подкорке головного мозга. Естественно, что работа самого известного польского режиссера, сделанная на основе такого литературного материала, пользуется спросом.
Что же до кинематографического качества картины, то, честно говоря, от автора фильмов " Пепел и алмаз ", " Канал " и " Человек из мрамора ", даже после " Пана Тадеуша ", стоило ожидать большего. Но Вайда пошел по пути наименьшего сопротивления и буквально перенес текст на экран, используя водевильные лекала, заставив актеров театрально кривляться и засыпав декорации пятью тоннами искусственного снега. И хоть снег выглядит совсем как настоящий, радости он не приносит. И у героев, бегающих по нему в красивых одеяниях, пар изо рта не идет.
Тут интереснее говорить не о фильме, а, например, о том, что главную роль в нем сыграл Роман Полански , которому, оказывается, очень идут шпага и усики. Полански явно получал удовольствие от собственной роли, а вот, по словам продюсера, Вайде было непросто. Потому что один великий режиссер постоянно учил другого великого режиссера, как нужно кино снимать. Был, например, такой эпизод: по книге герой Полански должен произносить долгий и остроумный монолог о женщинах и их врожденном коварстве. В книге это читается на одном дыхании, но на экране выглядит некинематографично. Соответственно, Вайда решил сделать так, будто герой Полански разговаривает еще с двумя мужиками его же почтенного возраста, и превратил монолог в диалог. Полански же, по словам продюсера, узнав, что его монолог урезали, воспользовался, что называется, служебным положением. Монолог вернули, но фильм от того не выиграл...
О картине " Юлия возвращается домой ", новом фильме другого знаменитого режиссера польского происхождения Агнешки Холланд , вообще говорить сложно. Что снимала Холланд, понять совершенно невозможно. Картина с истеричными персонажами, постоянно срывающимися на крик, скачет от психологической драмы чуть ли не в мистический триллер, начинается как сериал "Скорая помощь" вперемешку с "Сексом в большом городе", а продолжается как мелодрама с участием детей, больных раком. Наблюдать за этим довольно сложно, да и непонятно зачем...
Наконец, новый фильм самого знаменитого польского комедиографа Юлиуша Махульского "Суперпродукция". Кино в чем-то символическое, потому что рассказывает как раз о съемках современного польского фильма. Там есть неплохие идеи: например, режиссерам, которые отказываются от кино, выдавать большие деньги и хорошую машину. Есть крайне удачные шутки, в том числе и в адрес Вайды. Есть не слишком тонкие, но смешные уколы по поводу "успехов" произведений большого кинематографического искусства, в том числе и по поводу "Огнем и мечом", одного из самых дорогих польских кинопроектов последних лет. Наконец, есть Ян Махульский, неподражаемый медвежатник Квинто из дилогии " Ва-Банк ", в небольшой, но важной роли. И все бы ничего, но вот снята картина как-то ученически, актеры неправдоподобно выпендриваются, словно студенты на полуфинале КВН. Да и, честно говоря, сам сюжет запоздал, кажется, лет на пять. Во всяком случае, мы уже видели свой схожий фильм, " Восемь с половиной долларов ", и он, замечу, был снят значительно интереснее...
Когда новые фильмы и Вайды, и Махульский, и Холланд не внушают оптимизма, это тяжело. Когда и остальные картины менее известных режиссеров особо не за что похвалить, это уже пугает. Правда, полное представление о современном польском кино, конечно, по этой, как и любой другой, Неделе получить нельзя. Потому что, например, фестиваль в немецком городке Коттбус ежегодно находит для своей программы несколько достойных польских фильмов, причем снятых дебютантами.
Что бы подумали зрители какой-нибудь западной страны, если бы на Неделе российского кино им не показали ни "Кукушку", ни "Бумер", ни "Коктебель", а только новые фильмы классиков? Представить страшно.