Дата
Автор
Наталья РОЖКОВА
Сохранённая копия
Original Material

Народ за Фролыча

Местные парламенты станут клонами Госдумы

Деятели российской избирательной системы не оставляют своими заботами самые отдаленные уголки нашей родины. На заседании во вторник Центризбирком принял постановление о практике применения пропорциональной системы на выборах в местные парламенты. Этот документ отныне будет настоятельно рекомендоваться избиркомам всех субъектов федерации.

Напомним, что в соответствии с новой редакцией закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» (статья 35, пункт 16) не менее половины депутатов должны избираться в местные законодательные органы по партийным спискам. Предполагалось, что такое требование подвигнет партии к активной борьбе за народную любовь, а это поможет поставить на ноги нашу хилую партийную систему. По такой системе уже прошли выборы в парламенты 13 регионов. Центризбирком проанализировал этот опыт и нашел, что «политические партии постепенно становятся полноправными участниками процесса формирования государственной власти».

Стоит отметить, что по удивительному стечению обстоятельств самым полноправным участником политического процесса стала «Единая Россия», победившая в 12 регионах из 13. В некоторых случаях триумф партии власти был особенно убедителен. Так, в Кабардино-Балкарии единороссы отхватили 44 мандата из 55, в Калмыкии -- 12 из 15, в Мордовии -- 21 из 24, в Карачаево-Черкесии -- 24 из 37, в Татарстане -- 46 из 50. При этом интересно, что в Татарстане никто, кроме «медведей», не сумел перелезть через семипроцентный проходной барьер. Однако по закону в собрание должно было попасть как минимум две партии, поэтому «Единая Россия» пожертвовала четыре мандата коммунистам, набравшим всего 6,3% голосов. Кроме КПРФ и «Единой России», в парламенты многих регионов просочились кандидаты от ЛДПР.

Впрочем, глава Центризбиркома Александр Вешняков уже неоднократно заявлял, что на региональных выборах проходной барьер должен быть не выше 5%, эта рекомендация содержится и в постановлении ЦИК. Действительно там, где порог составляет 5%, в парламентах наблюдается хотя бы относительное политическое разнообразие. В Ингушетии по паре мест отвоевали «Народная партия» и «Яблоко», в Карачаево-Черкесии три мандата досталось «Истинным патриотам», в Ульяновске блок под названием «Народ за Фролыча» ухитрился немножко обогнать даже КПРФ. А самым пестрым оказался состав парламента в Ярославской области, где до дележки мандатов добрались целых шесть партий и блоков. Однако в большинстве случаев небольшим партиям удается отвоевать себе лишь 2--3 мандата. Исключением стал Алтайский край, где при проходном пороге 7% в парламент прорвались четыре партии, получившие не менее 10% голосов каждая. Более того, в этом регионе «Единая Россия» пришла к финишу второй: ее на целых два процента обставили коммунисты, аграрии и патриоты, объединившиеся в блок «За наш Алтай».

«Пропорциональная система в регионах будет работать прежде всего на укрепление крупных федеральных партий», -- предположил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» директор Института региональных проблем Максим Дианов. Действительно, в большинстве парламентов присутствуют в разных пропорциях три ведущие партии -- «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. После 7 декабря они участвовали во всех местных выборах, так как теперь парламентские партии могут выдвигать своих кандидатов без залогов и подписных листов. Теоретически к ним может присоединиться «Родина» -- кстати, пока гг. Глазьев и Рогозин делили этот бренд, в регионах налево и направо регистрировались избирательные блоки с таким названием. Остальные партии, очевидно, будут лишь эпизодически проводить в местные заксобрания пару своих депутатов. «Местные парламенты могут стать почти слепком с Госдумы», -- считает г-н Дианов. Власти это удобно потому, что такая система в целом лояльна, предсказуема и с ней легко работать. А оппозицию в лице КПРФ, как показывает опыт Татарстана, нетрудно «опустить» ниже проходного барьера.

Таким образом, новая система сводит к минимуму риск появления новых политических сил. Ведь по идее партия должна начинать с работы в регионах, постепенно вырастая до размера общероссийской организации. У нас же, наоборот, работать на местах смогут только крупные парламентские партии.

Наталья РОЖКОВА