ДЕНЬГИ СВИСТНУЛИ И ПОЕХАЛИ
ЦЕНА ЗАКОНА
Давайте вспомним, как все начиналось. С неловкой фразы президента во время майского вояжа на севера. Путин тогда впервые озвучил идею замены льгот на деньги, предположив, что на вырученные 300 рублей российские пенсионеры смогут купить...
Давайте вспомним, как все начиналось. С неловкой фразы президента во время майского вояжа на севера. Путин тогда впервые озвучил идею замены льгот на деньги, предположив, что на вырученные 300 рублей российские пенсионеры смогут купить себе что-нибудь вкусненькое. И хотя говорилось об этом как о далекой перспективе, бабушки и дедушки из разных регионов страны стали немедленно скидываться на вышеозначенную сумму, чтобы отправить ее в Кремль — на вкусненькое для президента. И все как бы заглохло.
Но только до майского же заседания правительства, которое опять-таки проводил президент. Сцена на нем разыгралась прелюбопытная. Премьер-министр Фрадков сидел, не поднимая глаз, вице-премьер Жуков весьма путано объяснял необходимость скорейшей социальной реформы, при этом было видно, что к докладу он фактически не готов — не совсем владеет предметом, путается в цифрах и категориях. Удивился и Путин. Искренно. Развел руками перед телекамерами и спросил: «С чего вдруг такая срочность?». Лишь министр Зурабов смотрел прямо перед собой всепонимающим взором.
А далее началась законодательная гонка: в пожарном порядке писались сырые и невнятные поправки, в пожарном порядке обсуждались, принимались с многочисленными изъянами и утверждались, несмотря на непродуманность механизмов реализации. И все для того, чтобы успеть к верстке бюджета на будущий год.
За всероссийским скандалом, который сопровождал этот законодательный процесс — митинги, забастовки, письма губернаторов, возмущения пенсионеров, инвалидов и других категорий льготников, — как-то на задний план ушел главный вопрос: «А кому выгодно?». Понятно, что федеральному центру, но — кому конкретно?
Проговорился Зурабов, уже когда все было принято. Он в очередной раз пытался объяснить журналистам суть замены льгот на денежные компенсации и проболтался, вольно или невольно «засветив» истинный смысл реформы.
Оказывается, в этом и следующем году льготникам бояться особо нечего: кардинальных изменений в их жизни, скорее всего, не произойдет. Случится другое...
Монетизация льгот грозит стать еще одним «невыполнимым» проектом Михаила Зурабова. Во многом эта программа аналогична пенсионной реформе, которая была успешно провалена Михаилом Юрьевичем, занимавшим тогда пост председателя Пенсионного фонда. На проведение этой реформы ушли огромные бюджетные деньги — чего стоили одни «письма счастья» — однако накопительная система пенсий работает так же, как и до реформы, то есть никак. Зато произошел круговорот средств в природе: Пенсионный фонд и государственные управляющие компании (Внешэкономбанк, например) получили достаточно большое количество активов.
Такой же круговорот произойдет и сейчас — в чем признался сам Михаил Зурабов, мало того, назвал суммы, которые уйдут из госбюджета, объяснив, кому и как они достанутся. Слова Зурабова не были расценены как сенсация — СМИ, более озабоченные поисками пенсионеров, радующихся социальной реформе, перестали замечать то, что лежит на поверхности.
Инвестиции по месту прежней работы
В 2005 году под проект монетизации льгот из бюджета уйдет 180 миллиардов рублей. Сумма, в принципе, не такая уж сверхъестественная: на содержание пенсионеров, инвалидов и на предоставление натуральных льгот и прежде тратили суммы, хотя и меньшие, но того же порядка. Однако если раньше эти деньги распределялись между сотнями, а то и тысячами учреждений, которые занимались раздачей их населению, то ныне 180 миллиардов рублей разделят на пять основных потоков.
Самый большой кусок бюджетных денег получит Пенсионный фонд — организация, далеко не чуждая Михаилу Зурабову лично. В ведении ПФР, естественно, остаются пенсии и их реформа. Эта же организация, по решению Зурабова, будет заведовать ежемесячными денежными выплатами — то есть компенсациями.
«Федеральный бюджет будет ежемесячно направлять деньги в Пенсионный фонд. Таким образом, доставка единовременных денежных выплат (ЕДВ) будет осуществляться одновременно с доставкой пенсии. Выплачивать деньги будут по месту жительства. Регламент этих процедур будет разрабатываться», — рассказал журналистам Михаил Зурабов.
В общей сложности Пенсионному фонду достанется 114,5 миллиарда рублей. Часть этих денег, безусловно, будет отдана населению. Но в эту сумму входит еще одна статья предполагаемых расходов: улучшение жилищных условий пенсионеров. Зурабов об этом почему-то не сказал ни слова.
Однако главное — все же не в цифрах, а в том, что «регламент будет разрабатываться». Когда закончится этот творческий процесс, пока не ясно, зато известно, когда придут миллиарды — уже вот-вот. На самом деле, чем дольше будут разрабатываться схемы доставки компенсаций населению, тем лучше деньгополучателям. Вы ведь не думаете, что мешки с деньгами будут все это время пылиться в подвале Пенсионного фонда?
И вся спешка с законом отсюда: главное было — принять принципиальное решение о переделе государственных денег до верстки бюджета на будущий год, а уж там — как получится. Приносим инвалидам свои извинения — только бизнес, ничего личного.
Деньги льготам не помеха
Сначала правительство внесло в Думу законопроект, в котором предполагался полный отъем льгот у граждан и полная же замена их на компенсации. Аналитики стали рассказывать, как потирают руки в предвкушении с неба свалившихся средств две крупнейшие государственные монополии: РАО «ЕЭС» и ЖКХ, — львиная доля льгот именно их.
Но затем чиновники приняли иное решение: все-таки по умолчанию сохранить часть льгот и заменить их на компенсации только с 2006 года. И то не всем, а только тем, кто обратится с соответствующей просьбой в ПФР или органы социальной защиты до 1 октября 2005 года. А что касается ЖКХ и энергетики — вообще подвесить вопрос, пока не спадет волна возмущений.
Конечно, хорошо, что гражданам сохранят льготы хотя бы трех видов (в соцпакет, который остается в виде натуральных льгот, входят лекарственное обеспечение, санаторно-курортное обслуживание и проезд на железнодорожном транспорте), однако зачем тогда разорять бюджет на немаленькие суммы?
Ответ, кажется, уже ясен. Несмотря на то что в следующем году натуральные льготы еще останутся, правительством было принято решение выделить на обеспечение соцпакета 65,5 миллиарда рублей. То есть фактически все остается по-прежнему: ветераны и инвалиды так и будут бесплатно ездить и приобретать лекарства, но десятки миллиардов из бюджета уйдут.
Почему именно такая сумма? Тоже непонятно. Теоретически сначала нужно было бы посчитать всех льготников, а потом определиться, сколько денег давать. Однако, по словам Зурабова, «нам еще предстоит составить регистр граждан, имеющих право на льготы. Сейчас его нет». А деньги — идут.
Семь попутных миллиардов
Не скрывая удовлетворения, Зурабов сообщил о том, что «мы договорились с ОАО «Российские железные дороги» в отношении стоимости проезда к местам лечения и отдыха». Конечно, без специальной договоренности обойтись было нельзя. В соцпакет заложены 40 рублей, на которые льготник, по замыслу правительства, должен ездить в пригородном транспорте целый месяц, что при нынешних высоких ценах на электрички представляется издевательством.
Однако Михаил Зурабов считает, что эта цифра совершенно реальна. «РЖД сейчас задрали цены так, что уже на сегодняшний день спрос на их услуги начинает резко снижаться. Они из этого тупика выйти не могут, потому что, чтобы выйти из него, нужно снизить тариф, а тариф снизить невозможно. Для того чтобы покрыть расходы, необходимо этот тариф еще больше увеличивать, что продолжает сокращать спрос на эту услугу. И то, что мы сейчас делаем, выкупая по таким смешным, на первый взгляд, ценам услуги железнодорожного транспорта, — спасение для самого транспорта».
Вот так незамысловато государственная монополия, в чьей эффективности предстоит еще разбираться, получит в 2005 году 7,5 миллиарда рублей. Снизят ли цены? Даже спрашивать неприлично…
Лекарства подорожают на треть?
В планах Зурабова значится еще одна договоренность — министр собирается заключать тарифные соглашения с производителями лекарственных средств. Стоит отметить, что фармацевтические компании сейчас далеко не бедствуют, вымывая с прилавков дешевые лекарства и заменяя их на более дорогие аналоги. Лекарственный бизнес даже в легальной его части (не будем трогать проблему подделок) по своему обороту вполне сравним с торговлей оружием. А такие деньги, как правило, имеют свойство располагать к себе тех, кто принимает решения на федеральном и региональных уровнях.
Итак: на бесплатное лекарственное обеспечение льготников в 2005 году из бюджета выделяется 51 миллиард рублей. Это действительно беспрецедентно много. К примеру, весь легальный оборот фармацевтического рынка за прошлый год равен примерно 125 миллиардам рублей. Подобный вброс сделает богатых еще богаче, а бедных еще беднее, поскольку может за собой повлечь… рост цен на лекарства. Рынок-то нужно будет сбалансировать.
То есть благодаря монетизации льгот лекарства могут оказаться дороже в полтора раза! Выиграют от этого только фармацевтические компании, причем даже не российские, которых на нашем рынке меньшинство, а западные.
А как же пресловутые тарифные соглашения? Маловероятно, что до 2005 года Минздрав успеет их разработать. К тому же министр Зурабов твердо заявил: «Мы не ставим задачу регулировать цены на лекарства». Странное утверждение, если учесть, что все цивилизованные страны устанавливают цены на жизненно необходимые лекарства директивно.
Последний кусок от 180 миллиардов, выделенных на монетизацию льгот, достанется российским курортам. Понятие это собирательное, но достаточно вспомнить, где таковые находятся. Похоже, что Краснодарский край в следующем году получит существенную часть от этих девяти миллиардов.
Схему передачи денег объяснил сам Зурабов. «На сегодняшний день в РФ приобретается 3,4 миллиона путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. Сумма средств, которая выручается санаторно-курортными учреждениями, составляет чуть более 33 миллиардов рублей. На следующий год мы планируем выкупить 1,2 миллиона путевок. Это фактически означает, что средства, которые придут в этот сектор экономики, увеличатся на 30 процентов». У кого, какие и по какой цене путевки выкупать — будут решать те же чиновники.
Напомним, что закон о замене льгот на денежные компенсации вообще не трогает ЖКХ и электроэнергию. Пока. Однако правительство все-таки предполагает отобрать льготы и в этих сферах, но уже после 2006 года. И в этом случае «обиженные» ныне госмонополии смогут наверстать упущенное — денежные потоки дойдут и до них.
Теперь вам понятно, почему так спешило правительство? Почему было допущено столько ляпов при принятии законопроекта? Чем больше несостыковок, неясных и темных мет, непросчитанных цифр, тем дольше их нужно согласовывать, тем дальше оттягивается собственно монетизация.
А деньги тем временем не просто капают — льются.
P.S. Несколько недель мы пытались добиться интервью с Михаилом Зурабовым. Однако, как нам объяснили в его пресс-службе, сейчас министр интервью не дает. Видимо, боится, что кто-то спросит: «Почему принимается закон, который ущемляет права простых граждан, «даря» бюджетные деньги отдельным монополиям?».
КОММЕНТАРИИ
Борис НЕМЦОВ:
— Ничего нового не случилось. Постоянный российский бардак — это нормальная ситуация. Сначала примут закон, а потом думают, что с ним делать. Теоретически все уже решено, но закон заработает не раньше мая следующего года. Ни над каким механизмом сейчас никто и задумываться не будет. Ведь чиновники привыкли работать с бумагой, а не с людьми.
И от этой их бумажной деятельности только увеличивается количество инфарктов у тех, кого они, по идее, должны обслуживать. Бабушки и дедушки еще год ничего конкретного не смогут услышать, а тем более получить от государства. А эти деньги будут делить долго и молча. Что там останется пенсионерам, думаю, объяснять не нужно.
Евгений ГАВРИЛЕНКОВ, главный экономист ИК «Тройка-диалог»:
— На самом деле сумма предварительная и оценочная. Никто еще точно не знает, будут ли 150 млрд рублей или 200 млрд.
Судя по всему, эта сумма будет прописана в бюджете… Но бюджет еще не обсуждался в правительстве… Закон будет корректироваться и заработает только в конце следующего года как минимум. Когда деньги будут выплачены, трудно сказать. Сейчас идет только процесс обсуждения.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы, лидер Общероссийской общественной организации «За достойную жизнь»:
— Универсального механизма выделения денежных средств под компенсации не существует. И любые выделяемые деньги рискуют пойти отнюдь не на целевые нужды. Это показал опыт предоставления субсидий по ЖКХ, когда денежные средства распределялись неравномерно, а зачастую оседали в карманах ответственных лиц. С принятием социального пакета ситуация может выйти из-под контроля, потому что каждый конкретный чиновник в регионе, не зная порядка и процедуры финансирования денежных обязательств государства, фактически может пустить деньги на ветер. Или распорядится ими по своему разумению.
Кроме того, исходя из многолетнего опыта государства по предоставлению целевых средств, можно спрогнозировать, что денежные компенсации в регионах будут распределяться по-разному. А финансовое положение льготников одной категории, но проживающих в соседствующих субъектах РФ, может различаться в 5—7 раз. Так что как ни старалась власть убедить население в пользе проводимой реформы, ее изъяны и противоречия видны уже сейчас. Многие регионы явно не потянут компенсации взамен федеральных льгот и разорятся.
Вероника ПЛАХОВА, Яна СЕРОВА